На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Чтобы жизнь мёдом не казалась

Рецензия размещена первоначально на ivi.ru

Американцы как-то особо полюбили македонскую документальную ленту «Страна мёда», сначала наградив её дважды на кинофестивале «Сандэнс», потом выпустив в прокат, где результаты оказались действительно заметными для иностранных картин подобного рода ($0,7 млн.), а теперь номинировав на премию «Оскар» сразу в двух категориях: «международный фильм» и «лучший документальный». А если учесть, что это вообще дебютная работа (режиссёры - Тамара Котевска и Любомир Стефанов), то её успех следует считать огромным.
Такое повышенное внимание к данной ленте (она ещё претендовала на приз Европейской киноакадемии, но всё же не получила его) трудно объяснить какими-то выдающимися художественными достоинствами, хотя нельзя не признать операторскую работу Фейми Даута и Самира Люмы, которые уж точно постарались по возможности разнообразить беспросветную жизнь обитателей македонской глубинки и представить на экране красоты тамошнего края.

Вероятно, наиболее эмоционально могут быть восприняты зрителями вполне душевные разговоры главной героини Хатидзе со своей престарелой матерью, а также другие её откровения насчёт нелёгкой судьбы женщины, которая никогда не была замужем и не имеет собственных детей, но проявляет заботу об одном из соседских мальчишек. Сама она ведёт себя перед камерой поистине естественно и раскрепощённо, доверившись заезжим кинематографистам, решившим рассказать о трудном уделе пчеловодов в Северной Македонии.
Вот только по ходу повествования оно не приобретает новых красок, всё-таки остаётся однотонным по манере, словно мы продолжаем слышать ровное глуховатое жужжание роящихся пчёл, и практически ничего не меняется и вряд ли может когда-нибудь измениться там, где люди влачат своё жалкое существование, пусть и стараясь не падать духом, находить какие-то мелкие радости в повседневной и уже поднадоевшей реальности. Отчего-то не хватает того «балканского куража», непостижимого «праздника жизни», что присутствовало на экране как в прежних фильмах серба Александра Петровича («Скупщики перьев», чьё международное название - «Я видел даже счастливых цыган», и «Скоро будет конец света»), так и в картинах его последователя, боснийца Эмира Кустурицы.
Но современный документальный «неореализм по-македонски» лишён и той неизвестно откуда берущейся магии бытия, которая пронизывает некоторые китайские или иранские картины, обманчиво кажущиеся простодушными и наивными, однако наполненные некой природной философичностью постижения всего сущего. И если кто-то, как выясняется, готов в далёкой Америке отнестись с немалым энтузиазмом к ленте, которая является всего лишь удачным наблюдением за медленно текущей действительностью, то происходит это, скорее, из интереса к экзотике экранного материала, найденного в стране, мало ведомой большинству зрителей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments