Французский режиссёр Седрик Клапиш любит обращаться к романтическим или же семейно-бытовым историям в течение почти тридцати лет, пусть и с разной степенью успешности. Считается самой популярной его картина «Испанская таверна» (у нас зачем-то обозвали «Испанкой», словно речь идёт о какой-то чуме), получившая через несколько лет два продолжения - явно неудачное («Русские куколки» / «Красотки») и более интересное («Китайская головоломка»). Однако лучшей лентой Клапиша стоило бы назвать «Париж» (2008), многофигурную композицию из пересекающихся так или иначе жизней разных обитателей французской столицы, где тоже происходит действие нового фильма «Два я», чей русский перевод «Он и она» является слишком заезженным. Буквально два года назад уже была в российском прокате ещё одна французская картина с таким же названием, хотя в оригинале именовалась по-другому.
А для последней ленты Седрика Клапиша как раз принципиален вариант «Два я», который вроде бы покажется кому-то намёком на раздвоение сознания двух главных героев, кстати, посещающих своих психиатров, чтобы избавиться вообще-то от противоположного: сонливости в случае с Мелани и бессонницы, как у Реми. Но вполне философское объяснение понятия «Два я» ожидает зрителей почти в финале, когда оба персонажа, страдающие от одиночества посреди многолюдного Парижа, наконец-то встретятся друг с другом, проживая, как ни парадоксально, в соседних подъездах, более того, фактически через стенку. Две персоны, две индивидуальности, две личности лишь тогда смогут обрести столь искомое ими счастье, когда два отдельных «я» будто свяжутся, соединятся, сольются в нечто целое.

Между прочим, предыдущий фильм Клапиша, где также снимались Ана Жирардо, дочь актёра Ипполита Жирардо, и Франсуа Сивиль - на самом-то деле «То, что нас связывает» (а у нас - «Возвращение в Бургундию»), только там героями были три родственника: два брата и сестра. Но ведь нередко бывает, что истинно родственную душу можно найти отнюдь не в близком человеке, а в ком-то дальнем и незнакомом, даже несмотря на то, что практически рядом проходишь мимо него на протяжении долгого времени, совсем не замечая это и не придавая никакого значения тем знакам судьбы, которые она так настойчиво и упорно тебе подсказывает. Всё время пребываешь, можно сказать, в секунде от любви, но постоянно обманываешься в собственных иллюзиях, ища кого-то другого в социальных сетях или на случайных свиданиях.
Возможно, эта картина представляется чуть затянутой, и истории двоих всё-таки не хватает почти на двухчасовой хронометраж, в отличие от «Парижа», например, где есть несколько сюжетных линий, связанных с различными людьми. Тем не менее, есть определённая логика в том, что лента «Два я» / «Он и она» оказалась в российских кинотеатрах именно на Новый год, поскольку в поведанном романтическом рассказе о двух будущих влюблённых присутствует некая рождественско-новогодняя интонация: всё непременно сбудется как раз в тот момент, когда сольются на одной цифре две стрелки часов.