На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

И оставить дверь приоткрытой…

Рецензия размещена первоначально на ivi.ru

Новый фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе обречён на сопоставление с «Крёстным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы и «Однажды в Америке» Серджо Леоне не только из-за своего внушительного хронометража (три с половиной часа), но благодаря намерению режиссёра сотворить ещё одну эпическую гангстерскую сагу. А ещё напрашивается очевидное сравнение со снятой параллельно итальянской лентой «Предатель» Марко Беллоккьо, которая прослеживает на протяжении длительного периода времени историю заката сицилийской преступной организации «Коза ностра», чьи члены подверглись физическому устранению по приказу предводителей мафии, затем оказавшихся на скамье подсудимых в связи с показаниями против них того, кто сам не хотел признавать себя il pentito, то есть раскаявшимся, но желал соблюсти прежние законы чести.
Однако заглавный герой «Ирландца» вообще не склонен в чём-либо признаваться даже спустя многие годы после того, как практически все крупные авторитеты криминального мира в Америке погибли или умерли своей смертью. И даже не хотел бы ничего поведать о тех преступниках, кого сам на дух не переносил, не говоря уже о людях этого сорта, к кому испытывал искреннюю симпатию (что вовсе не исключало того, что при получении задания мафии, от которого невозможно было отказаться, Фрэнк Ширен просто вынужден был довольно хладнокровно убивать их - сам позже намекает одной из своих четырёх дочерей, что всё делал ради защиты собственной семьи). Кстати, в вопросе своеобразного хранения верности семейным традициям - как в частной жизни, так и в абсолютно противоправных делах криминального синдиката - он вполне может быть «духовным братом» основного персонажа «Предателя».

И действительно знаменательно, что Ширен в финальном разговоре со священником готов поистине считать себя виновным и подло поступившим лишь по отношению к вдове широко известного (в том числе в преступных кругах) Джимми Хоффы, некогда бывшего могущественным председателем профсоюза водителей грузовиков, когда позвонил ей далеко не сразу после «исчезновения» Хоффы и бормотал что-то нелепое, нечленораздельное по этому поводу. Хотя зрители-то знают, что на самом деле произошло - более того, становятся в ходе всего экранного повествования слушателями долгого признания престарелого Фрэнка Ширена как бы прямо на камеру, словно на предсмертной исповеди. Будто бы нам чуть приоткрылась та дверь внутрь души безжалостного исполнителя чужой воли, которую (то есть дверь комнаты в приюте для стариков) он попросил священника не закрывать совсем в самом последнем кадре картины.
Фильм Скорсезе, впервые показанный незадолго до его 77-летия, вероятно, несёт на себе печать определённой творческой усталости постановщика, который работает в кино вот уже 55 лет. Это особенно заметно в первой трети ленты, всё-таки нуждающейся в сокращении или же в иной монтажной подаче. Во второй трети картины и немножко в третьей, безусловно, солирует Аль Пачино в качестве Джимми Хоффы, представляя совершенно иного человека на экране, нежели это было в очень талантливой работе «Хоффа» Дэнни Де Вито, где заглавную роль играл Джек Николсон. А вот Роберт Де Ниро, как-то неуверенно чувствующий себя на протяжении большей части повествования, словно повторяя уже знакомое и даже заученное наизусть по прежним ролям, хотя бы в продолжении «Крёстного отца» или в «Однажды в Америке», неожиданно воспаряет на высоты актёрского мастерства в последней трети фильма, когда его роль приобретает несомненное трагическое измерение. В какой-то момент ловишь себя на ощущении, что начинаешь по-настоящему сочувствовать этому человеку, оказавшемуся заложником собственного «преступного амплуа» и переступившему ту грань, за которой он уже сам может винить себя - не из-за жестоких убийств, а в связи с необходимым (слово-то какое!) предательством тех, кто был близок и дорог.
И ад ещё не кончился с исходом в мир иной всех тех, кто состоял в криминальном синдикате (а сведения об обстоятельствах смерти каждого из них как раз даны в поясняющих титрах) - ад только начинается для уцелевшего и тихо доживающего свой век среди благолепно выглядящих обитателей дома престарелых. В принципе, можно сравнить с горьким и беспощадным финалом «Таксиста» Мартина Скорсезе с тем же Робертом Де Ниро в заглавной роли. Продолжающаяся жизнь куда хуже преждевременной кончины.
Subscribe

  • Ночь, станция, фонарь, кино

    Меня как автора не может, конечно, не радовать то, как порою прочувствованно воспринимают фильм "...и будет дочь". Позвонила знакомая…

  • Благословение "Комсомольца Забайкалья"

    Хоть завтра и не круглая дата для комсомола, но отчего-то вспомнил, как мы, четырнадцатилетние школьники, всё-таки волновались, вступая в ряды ВЛКСМ,…

  • Переплюнул создателя "Бескрайней ночи"

    Американскую малобюджетную картину "Бескрайняя ночь", которая была снята Эндрю Пэттерсоном за 17 дней и потом отвергнута семнадцатью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment