На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Наперегонки с собою и судьбою

Рецензия размещена первоначально на ivi.ru

Вероятно, даже хорошо, что не увлекаешься автомобилями и вообще ничего не знаешь про историю соперничества магнатов Генри Форда II и Энцо Феррари, которые жаждали победы именно своих спортивных машин на знаменитых круглосуточных гонках во французском городе Ле Мане, а также о тех, кто мог обеспечить осуществление рекордов на трассе - в случае с концерном Форда это были Кэррол Шелби и Кен Майлз. И поначалу может показаться, что фильм «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда, основанный на реальных событиях, должен просветить тех, кто оставался не в курсе амбициозных попыток руководителей американского автогиганта в середине 60-х годов дерзко нарушить доминирование итальянских болидов на всех состязаниях в мире.
Но при тщательном воспроизведении минувшей эпохи в картине Мэнголда, который уже не в первый раз обращается к прежним временам, будь то драма «Край полицейских» / «Полицейские» или вестерн «В 3.10 на Юму» / «Поезд на Юму», и довольно подробной реконструкции обстоятельств создания гоночной машины «Форд» гораздо важнее, что всё-таки это - кино про людей, и их поведение в каких-то ситуациях порою интереснее исхода «битвы гигантов». Например, невероятная задумка Шелби посадить самого Генри Форда II в болид и промчаться с бешеной скоростью оказывается уникальной не только по экстравагантному и поистине остроумному способу убедить главу концерна, кто должен в итоге быть за рулём машины на опасных гонках, но и по реакции на всё это как бы обычного человека (ведь любой зритель может тут поставить себя на место могущественного владельца автомобильной империи, никогда не испытывавшего перегрузки гонщика).
Вот и в гоночных сценах акцент делается, помимо лихо снятых моментов стремительного движения по трассе, что особенно выигрышно смотрится на громадном экране IMAX, именно на крупных планах водителей (чаще всего это Майлз, убедительно сыгранный Кристианом Бейлом), которые отнюдь не являются бездушными роботами за рулём, а живыми людьми со своими моментальными эмоциями, но с умением жёстко контролировать себя и несущуюся машину. Дважды заявленная - в начале и конце повествования - тема своеобразного отрыва и ощущения полёта неслучайно связывается со вполне философским вопросом: «Кто ты есть?». Самоидентификация человека происходит в те мгновения, когда его душа словно отделяется от тела и воспаряет над пролетающей мимо реальностью.

Так и подтверждается давняя истина, что кинематограф - это как раз запечатлённое движение, тем более зафиксированное на огромной скорости, когда сидящий в зале чувствует себя гонщиком на трассе. Но кино всё же немыслимо без лиц на экране, которые тоже хочется рассматривать бесконечно. Другое дело, что соблюсти этот баланс между движением и статикой, между общими и крупными планами редко когда удаётся на протяжении всего фильма. Если к тому же после точного и тактичного по исполнению момента гибели Кена Майлза (спойлер для тех, кто несведущ в истории автогонок) где-то далеко на самом краю кадра следует малообязательный эпизод с Кэрролом Шелби, утешительный по своему пафосу и заставляющий актёра Мэтта Дэймона пустить скупую мужскую слезу прямо на глазах у зрителей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments