Categories:

Следствие начато: вспомните

Разумеется, не только приглашение итальянского актёра Франко Неро на главную роль в немецком фильме «Дело Коллини» свидетельствует о том, что режиссёр Марко Кройцпайнтнер, который хоть и не мог застать по своему возрасту время расцвета итальянского политического кино, в том числе криминально-детективного плана, во многом ориентируется на подобные картины рубежа 60-70-х годов. И приходит на ум, в частности, лента «Следствие закончено: забудьте» Дамиано Дамиани как раз с Неро в качестве несправедливо обвинённого человека, на себе познавшего нравы и обычаи итальянской тюрьмы. Причём обращение Кройцпайнтнера к проблематике социально-политического детектива преимущественно на немецком материале можно посчитать неожиданным, принимая во внимание, что он раньше снимал фильмы разного жанра. Однако его «Торговля», названная у нас «Рабством», всё-таки должна быть отнесена к данному направлению, пусть там речь идёт о весьма далёких от Германии обстоятельствах сексуального бизнеса в Мексике и США, даже если среди жертв оказалась молодая женщина из Восточной Европы, конкретно - из Польши.

Конечно, и прежде создавались в Германии картины о преследовании нацистских преступников или современных террористов. Но в «Деле Коллини», как и в недавней картине «Из ничего» (в нашем прокате - «На пределе») Фатиха Акина, турка по происхождению, острая критика суда и вообще правовой системы увязывается с темой своего рода самосуда, когда граждане, отчаявшиеся добиться справедливости законным путём, поневоле прибегают к личной мести по отношению к тем, кто был повинен в смерти их близких. И вдвойне интересно, что поборником честного и беспристрастного судебного процесса оказывается молодой адвокат, наполовину турок, который к тому же должен забыть о личной симпатии к жертве убийства и его семье, целиком встать на сторону того, кто был вынужден совершить акт возмездия спустя много десятилетий после того, что случилось в Италии во время войны. А главное - он раскапывает юридические документы, согласно которым все дела о наказании нацистских преступников попали ещё в ФРГ в конце 60-х годов под положение об истечении срока давности.
Вероятно, не всё удалось постановщику Марко Кройцпайнтнеру в той части повествования, которая относится к детству и юности адвоката (многое дано пунктирно и намёками), а также к его интимным взаимоотношениям с внучкой убитого, считавшегося весьма уважаемым членом общества. И какой-то благостный финал, раскрывающий то, что защитник истины в суде затем не преминул использовать это для развития своей успешной карьеры, особенно смущает в связи с трагическим исходом судьбы обвиняемого, который долго предпочитал хранить молчание, не признаваясь в мотивах содеянного. Франко Неро точно умеет быть немногословным на экране, но всё-таки кажется, что его персонажу дали слишком мало драматургического материала, заставив быть лишь покорным слушателем в судебных баталиях по поводу совершённого им убийства.