На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Однажды на ivi.ru

Рецензию вроде бы разместили два часа назад на ivi.ru - но там произошёл какой-то сбой из-за нового дизайна, поэтому рецензию нельзя прочитать. Публикую её здесь.

Жили-были, но не старик со старухой

Когда российский фильм «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой с опозданием на три дня включили дополнительно в официальную программу Каннского кинофестиваля (правда, не в основной конкурс, а во вторую по значению программу «Особый взгляд»), многие стали шутить, что это было сделано из-за созвучия с названием «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, на которого в молодости вроде как похож актёр Егор Баринов, сыгравший роль шофёра-дальнобойщика в картине Садиловой. Однако директор фестиваля Тьерри Фремо специально пояснил, что его привлекло в российской ленте, явно контрастирующей с тем, что обычно показывается у нас на экране, особенно из жизни провинциальной глубинки, когда всё мрачно, безысходно, жестоко, вульгарно и натуралистично.

Вполне закономерно, что отечественные зрители, увидев «Однажды в Трубчевске» уже на премьере в России, стали сравнивать с советскими фильмами про деревню и её простых, душевных, отзывчивых жителей, даже если в их судьбе происходит немало драматических и вообще трагических поворотов (кстати, и в Канне участвовали в своё время в главной программе «Отчий дом» Льва Кулиджанова и «Жили-были старик со старухой» Григория Чухрая). Но как примерно наставляет двух главных героев, полюбивших друг друга и изменяющих своим супругам, реальная старушка из сельского поселения около небольшого города Трубчевска, что в Брянской области, всё же «стерпится-слюбится». Практически к этому они и приходят в конце рассказываемой истории, возвращаясь в покинутые семьи. Новой «Анны Карениной» (а любовницу дальнобойщика как раз зовут Анной) или, хуже того, «Леди Макбет Мценского уезда» на современный лад точно не получилось - да и не предусматривалось, хотя поначалу вообще снималась короткометражка «С Новым годом!» о том, как полюбовники рисковали не попасть в собственные дома к празднованию за столом у наряженной ёлки, поскольку большая фура, на которой они ездили на тайные свидания, вышла из строя где-то на зимней дороге.
Картина Ларисы Садиловой, наполняемая разными событиями по мере съёмок в течение более года, начиная с осени 2017-го, неизбежно несёт на себе печать чётко не прописанного и не отшлифованного сценария. Но как ни парадоксально, наиболее привлекательные моменты относятся как бы к внесюжетным эпизодам, в том числе с участием непрофессиональных исполнителей. И было бы, наверно, лучше, если бы Садилова детальнее и тщательнее разрабатывала заявленные ситуации, оставленные будто недожатыми, недоигранными до конца. Это касается также финала «Однажды в Трубчевске», в котором, несмотря на желание автора сделать его вполне открытым и предоставить зрителям решение вопроса, что будет с героями дальше, всё-таки не хватает нескольких тонких и убедительных нюансов в поведении основных персонажей, чтобы мы могли осознать, насколько осмысленным и оправданным оказалось их смирение с необходимостью забыть о своей любви и вспомнить о супружеском долге. Как-то тоже по-советски вышло, пусть и без привлечения парткома (но ведь неслучайно возникло такое впечатление, что кто-то из обманутых должен был пожаловаться хотя бы в мэрию, а не просто осудить и посудачить, как соседки-старушки).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments