1. Выбор именно этих режиссёров - Марлена Хуциева из СССР, Микеланджело Антониони из Италии и Франсуа Трюффо из Франции - а тем более в связке с определением «создали новое кино» вполне может кем-то быть оспорено, и найдены совсем другие кандидатуры. Но как раз интересно рассмотреть данную троицу (вспомним, например, что в фильме «Застава Ильича» / «Мне двадцать лет» неоднократно обыгран этот мотив словно растроения персонажей) в качестве представителей того поколения новых постановщиков мирового кино, которые громко заявили о себе в один из лучших периодов в истории кинематографа, а именно - на рубеже 50-60-х, когда произошло, помимо обновления тематики и проблематики произведений, кардинальное изменение в стилистике и в области киноязыка, причём в самых разных странах: от Бразилии до Японии, от Швеции до Сенегала.
2. Наверно, более новаторским, прежде всего - по повествовательным структурам и принципам сюжетосложения следует считать Антониони с его знаменитой пенталогией («Крик»-«Приключение»-«Ночь»-«Затмение»-
3. Однако объединяющим для всех троих режиссёров может служить то, что они особенно стремились передать на экране внутренний мир героев, их чувства и мысли, причём в доверительном, душевном, интимном плане, если понимать под интимностью не откровенность, а скорее - сокровенность. Из них интимнее других, разумеется, Трюффо, но и у кажущегося кому-то интеллектуальным и просто скучным Антониони на самом-то деле сокрыто немало тонких переживаний.
4. Кроме взаимного влияния (очевиднее это между Антониони и Хуциевым), надо непременно отметить значительное и с десятилетиями сильнее ощущаемое воздействие кинематографа этих трёх режиссёров на иных творцов, в том числе сегодняшних (от Вима Вендерса до Андрея Звягинцева). Это показала, в частности, полная ретроспектива на нескольких международных кинофестивалях в 2015 году фильмов Марлена Хуциева (в Локарно его чествовали особо, вручив приз «Золотой Леопард» за творчество в целом).