На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

«Остальное - молчание»

Вряд ли кто ожидал от успешного американского комедиографа Лео МакКэри, который подвизался в этом жанре со второй половины 20-х годов, когда ещё снимал короткометражки, что в 1937 году он выпустит драматическую ленту «Уступи место завтрашнему дню», способную растрогать если не всех, то очень многих. Однако эта картина даже не была номинирована ни на один из «Оскаров», что является абсолютной несправедливостью. И хотя МакКэри мог утешиться тем, что получил премию Киноакадемии за режиссуру комедии «Ужасная правда», вышедшей в том же году, но на несколько месяцев позже, сам причислял фильм «Уступи место завтрашнему дню» к своим лучшим, а главное - к любимым.

Наверно, можно посчитать неожиданным ещё и то, что к созданию этого печального и мудрого кинопроизведения о пожилой паре супругов, оказавшихся практически не нужными собственным детям (а их было пятеро), причастны не столь уж обременённые значительным возрастом главные исполнители (Бьюла Бонди в роли матери была вообще на год младше Элизабет Риздон, сыгравшей одну из дочерей!). И тем более Лео МакКэри не успел достигнуть даже сорокалетия, когда взялся под впечатлением от смерти своего отца за экранизацию данной истории, ориентируясь в большей степени не на роман «Столь долгие годы» Джозефин Лоренс и пьесу Хелен Лири и Нолана Лири, а на специально написанный сценарий.
Между прочим, Винья Дельмар, затем сочинившая «Ужасную правду» для МакКэри, фактически стала считаться автором инсценировки, иногда под названием «Дальше - тишина», которая ставилась в различных театрах мира, в том числе - в СССР, в театре Моссовета, куда был приглашён режиссёр Анатолий Эфрос, чтобы выпустить замечательный спектакль с уникальной игрой Фаины Раневской и Ростислава Плятта. И как раз очень трудно после такой выдающейся сценической версии знакомиться как бы с экранным первоисточником, который вряд ли могли видеть во второй половине 70-х годов наши театральные деятели.
Вероятно, кому-то из страстных поклонников отечественного спектакля недостанет в картине МакКэри несдерживаемых чувств, непроизвольного потока очищающих слёз, особенно из-за героини в исполнении Раневской, которая спустя три с лишним десятилетия после «Мечты» Михаила Ромма покоряюще и на разрыв аорты сыграла «трагедию преданного материнства», когда родные дети не только не оправдывают ожиданий родителей, но и поступают довольно подло по отношению к ним. В американской ленте нет такого надрыва эмоций и ощущения обречённости, что даже можно почувствовать по названию, звучащему вполне ободряюще - пожилые должны уступить место молодым, а на смену прошлому приходит будущее. И горестный финал представляется по-своему умиротворяющим, словно буддистским, как в шедевре «Токийская повесть» Ясудзиро Одзу, пусть и снятом лишь через 16 лет в далёкой Японии.
Пожалуй, подобное впечатление можно объяснить тем, что период Великой депрессии, когда происходит действие, счастливо миновал к моменту появления фильма «Уступи место завтрашнему дню», который отражает всё-таки взгляд на недавнее прошлое из наступившего будущего. А вот в версии «Дальше - тишина» (последнюю строчку из «Гамлета» иногда переводят так: «Остальное - молчание») заложена совсем другая мысль, явно ставящая под сомнение, что завтрашний день будет настолько уж благостен и спокоен. И непреходящая актуальность этой истории заключается именно в том, что не всегда благополучно и мирно разрешаемый вечный конфликт между родителями и детьми, пожилыми и молодыми людьми ставит каждый раз перед мучительным выбором явно шекспировского толка.
Subscribe

  • А ушёл бы в монахи - вдруг откажи Монахова!

    Вообще-то Наталья Монахова даже была готова выступить, как и её муж Святослав, сразу в двух ипостасях в фильме "Любовь зимой", если бы я не…

  • Нашинкованное кино

    После приятно удивившего меня фильма "Девушка с вечеринки" Николаса Рея решил я вчера посмотреть чего-нибудь свеженькое. Выбор пал на…

  • Ещё не время мне стариться!

    Я был бы готов на подвиг - посмотреть ещё семь фильмов М. Найта Шьямалана, пропущенных мною за 17 лет, когда я перестал следить за тем, что он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments