На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Мы сами не знаем, чего мы хотим

Посмотрев тридцать два фильма немецкого (Детлеф Зирк) и американского (Даглас Сёрк) режиссёра, что составляет две трети его кинематографического наследия, я не сразу определил ту картину, о которой можно было написать рецензию по заказу одного из читателей, всё-таки предоставившего свободу выбора. Хотя мне понравился больше всех «Первый легион» (1951), но я решил остановиться на ленте «Всё, чего я желаю», которая снята двумя годами позже и как бы открывает цикл голливудских мелодрам Сёрка. Правда, этот фильм не столь уж мелодраматичен и, скорее, может быть отнесён к жанру ретродрам, чьё действие происходит в начале XX века. Ну, и также наличествует в картине давняя американская традиция семейных провинциальных историй, где должны лишний раз утверждаться незыблемые нравственные ценности простого человеческого бытия, пока что далёкого от несомненных цивилизационных перемен в жизни крупнейших городов страны.

Однако главная героиня Наоми Мёрдок, некогда сумевшая вырваться за тесные пределы навсегда уготовленного существования там, где время будто остановилось, совершила вроде как недопустимый, по всем нормам морали, поступок - предпочла оставить мужа и трёх детей (!), чтобы сделать карьеру в театральной сфере, но и это у неё не так уж успешно получилось. А когда пришло письмо от Лили, младшей дочери, которая попросила приехать «блудную мать» спустя годы хотя бы на школьное представление выпускников и посмотреть на её игру, сценическая дива, поддавшись уговорам подруги, надумала посетить родной городок чуть ли не как звезда, коей вовсе не являлась. То есть она была не прочь исполнить своеобразную роль заезжей знаменитости - а вот в итоге всё сложилось по-другому. Надо ли говорить о том, что желания актрисы действительно претерпели изменения, стоило лишь ей оказаться там, где «дом, милый дом»…
Но «Всё, чего я желаю» - довольно тонкое, не лишённое ума, проникнутое, помимо неизбежной сентиментальности, добрым и милым юмором, вполне достойное кино о том, что не следует, пожалуй, желать чересчур многого, если это всё равно не сбудется так, как тебе хочется. И театральная тема, спорадически дающая о себе знать в ряде работ Дагласа Сёрка (в конце концов, она отзовётся в самой последней полнометражной ленте «Имитация жизни», где ещё в заглавной песне заявлен мотив, что «без любви - лишь имитация жизни»), здесь проявляется дважды - в судьбах матери и младшей дочери, которая тоже стремится уехать куда-нибудь подальше из тихого и скучного городка, чтобы стать актрисой. Зато та, которая уже успела испытать на себе все прелести самостоятельного продвижения на вершины сценической славы, разумно предостерегает юную искательницу счастья от неминуемых последствий.
Может, это прозвучит банально и для кого-то вообще пошло, но иногда поистине лучше синица в руках, а не журавль в небе. К тому же постранствовав по разным городам, где далеко не всегда зрители радостно и с добрыми чувствами встречали приехавших исполнителей, Наоми Мёрдок сама способна забыть про свой прежний максимализм и иначе оценить совместную жизнь с мужем и уже выросшими детьми. С милыми родными рай даже в шалаше! А у них вообще-то есть сносный домик в Ривердейле, что в штате Висконсин, на севере центральной части США.
Вот и для Дагласа Сёрка его шестнадцатый по счёту американский фильм (потом он снимет ещё двенадцать) в каком-то плане знаменует не только достижение точки «золотого сечения» в реальной жизни (возраст - 56 лет), но и в творчестве, если считать все картины, созданные поначалу в Германии и других странах Европы. Можно сказать, что режиссёр нашёл близкие ему темы и собственный стиль, пусть и был вынужден подчас уступать продюсерам и снимать совсем не свойственное для себя кино.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments