На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Без завтра

Вот если не знать, что «Женщина для всех» снята в Италии в 1934 году немецким режиссёром Максом Офюльсом, который был вынужден покинуть нацистскую Германию и ещё год поработать во Франции (куда он потом вновь вернётся и пробудет там до периода оккупации), то вполне можно принять её за ленту, появившуюся чуть ли не на четверть века позже. Дело не только в материале этой картины, но и в манере съёмок, а прежде всего - в том, как вообще строится повествование. Действительно напрашивается сопоставление, например, с фильмом «Дама без камелий» Микеланджело Антониони или с «Евой» Джозефа Лоузи. Хотя очевиднее должно быть сравнение с «Лолой Монтес», самым последним произведением во всё-таки непродолжительной кинокарьере Офюльса, а именно - по способу обращения с кинематографическим временем и пространством, по использованию панорам и проездов камеры, ну и, конечно, из-за пристального внимания к судьбе главной героини-актрисы на протяжении нескольких лет.

То, что лента в целом является как бы «тотальным флэшбэком», поскольку действие развёртывается благодаря полному погружению в прошлое известной певицы и кинозвезды Габи Дорио, урождённой Габриэллы Мурдже, которая попыталась покончить жизнь самоубийством в номере отеля, вроде как не является персональным открытием Макса Офюльса, ибо зачатки этого появлялись в кино раньше. Однако им применено с редкостным пониманием сути подобного композиционного принципа. Кстати, позднее режиссёр построит структуру фильма приблизительно так же, когда возьмётся в США за экранизацию новеллы «Письмо незнакомки» Стефана Цвейга.
Да и во французской картине «Она - нежный враг», созданной всего лишь через два года после «Женщины для всех», события разворачиваются, можно сказать, от конца к началу, чтобы мы имели шанс убедиться, насколько повлияли личные отношения с тремя мужчинами на единственно правильный выбор, который обязана сделать довольно своенравная женщина уже в случае с истинным любовным увлечением её дочери. И ещё в ленте «Без завтра», снятой незадолго до краха всей предвоенной жизни Франции и подавляющего большинства её граждан, которые сразу лишились собственных надежд на спокойный и благополучный завтрашний день, тоже имеются флэшбэки из минувшего, пусть и не такие продолжительные по времени, но точно позволяющие понять, что «вчера» для героини было куда лучше, нежели «сейчас», а уж завтра не наступит никогда.
Вдобавок нельзя не упомянуть весьма знаменательное появление итальянской актрисы Изы Миранды, сыгравшей главную роль в «Женщине для всех» (а ведь она стала единственной международной звездой, снимаясь во времена фашизма), спустя 16 лет в офюльсовской «Карусели» - и опять в качестве примадонны, которая крутит, с одной стороны, роман с амбициозным начинающим поэтом-драматургом, а с другой стороны, принимает повышенные знаки внимания от молодого графа. Можно себе представить, что эта героиня - будто иное воплощение той же самой Габи Дорио, только в другой эпохе. Хотя для Макса Офюльса, чьи лучшие работы как раз посвящены прошлому, а не настоящему, не столь уж важно, когда именно данный женский персонаж из артистической среды действительно существует.
Вообще следует предположить, что повествовательная конструкция «тотального флэшбэка» максимально соответствовала художническим устремлениям самого автора, которому по-настоящему была интересна принципиальная удалённость от ситуации «здесь и теперь», и его сильнее волновал и вдохновлял сюжетный мотив «где-то и когда-то», а чаще всего - это Австро-Венгрия начала XX века. Правда, в «Женщине для всех» экранная биография героини-итальянки, словно не принадлежащей самой себе и постоянно зависящей от мужчин, ведёт свой отсчёт, по всей видимости, с 20-х годов. И хотя ни единым намёком никак не выражено (в отличие от ряда лент Офюльса) определённое соотношение между человеческой судьбой и условиями бытования в конкретной стране, всё же трудно избавиться от искуса трактовать тернистый путь девушки из церковного хора до её звёздного статуса на сцене и на экране в косвенном сопоставлении с тем, как в типично патерналистской Италии постепенно нарастают процессы подавления личности (особенно - женской) более маскулинизированным обществом и уже формирующейся диктатурой.
Интересно, что в титрах даже не упомянута фамилия Макса Офюльса, еврея по происхождению, а фильм пусть и был представлен в конкурсе второго по счёту Венецианского кинофестиваля в августе 1934 года, но получил только кубок Министерства корпораций, которое тогда возглавлял, между прочим, лично Бенито Муссолини.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments