На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Как сладкий шоколад

Честно говоря, я очень удивился, когда один из читателей заказал рецензию на давний фильм «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», который мне прежде не довелось видеть, однако стало всё же любопытно сравнить с новой экранизацией произведения Роальда Дала - «Чарли и шоколадная фабрика», осуществлённой таким мастером фантазийного кино подчас мистического плана, как Тим Бёртон. Кстати, в нулевые годы это, пожалуй, его лучшая работа, перекликающаяся по своему мрачноватому колориту и некоей кафкианской атмосфере действия не только с собственными лентами «Эдвард Руки-Ножницы» и «Бэтмен возвращается», но и, например, с картинами немецкого киноэкспрессионизма, в частности, с «Метрополисом» Фрица Ланга.
А вот фильм иного американского режиссёра Мела Стюарта, который никогда не хватал звёзд с неба, оказался обычной сказкой, даже производящей впечатление старомодности для 1971 года, словно снята она была полутора десятилетиями ранее. Во всяком случае, по сравнению с известными историческими мюзиклами той поры, в частности, с «Оливером!» Кэрола Рида, картина «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», которая умудрилась попасть в оскаровскую номинацию за саундтрек, явно уступает по музыкальной выразительности и оригинальности звуковых решений. И достаточно пересмотреть (и переслушать) энергичный пролог в ленте Бёртона с партитурой его постоянного композитора Дэнни Элфмена, чтобы убедиться, насколько первая экранизация сочинения Дала (между прочим, ему самому она не понравилась) проигрывает в мощности воздействия.
Хотя находятся, безусловно, поклонники именно версии Стюарта, как бы предпочитающие сладкий шоколад вместо горького, всё-таки облегчённый фильм для семейного просмотра взамен своеобразной «антиутопии души» подчас с жёсткими, драматически заострёнными и язвительными обертонами. Конечно, и в прежнем варианте истории про «шоколадного короля», пожелавшего выбрать себе единственного наследника из числа малолетних любителей сладостей, как раз с появлением на экране Джина Уайлдера сильнее начинает звучать сатирически-абсурдистская нотка, чего точно не хватает в предшествующих сценах, которые выглядят затянутой экспозицией в стиле английских святочных рассказов добродушно-сентиментального плана. Да и в эпизодах путешествия детей по удивительной фабрике Вилли Вонки больше эксцентрики, в том числе дурного вкуса, как в случае, когда Чарли и его дедушка, оказавшиеся наподобие воздушных шаров, начинают срочно рыгать, чтобы опуститься вниз (данного момента вообще нет в произведении Роальда Дала).
Эта волшебная сказка (всё-таки по жанру, а не по качеству исполнения), в которой припасено лишь несколько фраз, более понятных для взрослых, представляется довольно разностильной и уж наверняка не воссоздающей на экране тщательно продуманный и действительно цельный мир, как будто авторы ленты решили намешать чего угодно, не особенно заботясь об отдельных ингредиентах будущего продукта. Вот и многие актёры, не говоря уже о юных исполнителях, играют кто во что горазд. Ведь всё в итоге должно быть оправдано благостным финалом, когда только те, кто этого заслуживает вроде бы изначально, получают бессрочное счастье в подарок.
А в версии Тима Бёртона было куда сложнее - и для Чарли, и для Вилли Вонки, чтобы оба наконец-то смогли осознать, что шоколад останется горьковатым на вкус, и владение империей сладостей не сделает кого-то в миг счастливым, если человек будет только в одиночку пребывать в этом вовсе не сказочном мире.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments