На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Режиссёров, что ли, подменили?

Подряд несколько раз сталкиваюсь с тем, что во время просмотра некоторых фильмов у меня возникает стойкое впечатление, будто режиссёра внезапно подменили на съёмках - или же его похитили инопланетяне, потом вернув обратно в некоем изменённом состоянии, чаще всего в худшем, нежели прежде.
Вот, например, в фантастической комедийной антиутопии "Человек из будущего", реализованной Романом Артемьевым уже в полном метре, почти ничего не осталось от того, что не могло не привлечь в его остроумной короткометражке "Спаситель", которую я посмотрел трижды и радостно смеялся. А в большой картине, поставленной на студии Сергея Сельянова, всё вдруг стало жалким, пошлым и примитивным.
Весьма необычную ленту "Туфельки" Константина Фама, где всё действие было сконцентрировано только на показе ног в самой разной обуви (ну, чем не доказательство того, что кинематограф по своей сути является поистине метонимичным!), я видел ещё пять лет назад. А затем он снял две другие короткометражки "Брут" и "Скрипка" (их можно посчитать среднеметражными), и теперь соединил без особой выдумки в один фильм "Свидетели". Но дело-то не в этом! Увы, всё стало длиннее и привычнее, вообще шаблонным и чуть ли не антихудожественным. В своё время наши борзые молодые критики обвиняли Стивена Спилберга в "тиражировании Холокоста на экране" лишь по той причине, что он добился огромного коммерческого успеха благодаря "Списку Шиндлера". Но право же, снимать плохо про Шоа - это ведь и есть его непростительная дискредитация в кино.
С другой стороны, я точно удивился, увидев после слабой и надуманной картины "Хороший мальчик" именно дебютную работу Оксаны Карас - "Репетиции", где не только интересный сценарий и мастерски выписанные характеры даже эпизодических персонажей, но и есть подлинная, как бы неотрепетированная стихия текучей жизни на экране, что редко кому удаётся передать на экране без потерь, тем более обращаясь к бытованию театрально-киношной тусовки.
Знаменательно, что и у Сергея Говорухина куда лучше получилась в "Земле людей" как раз та часть фильма, действие которой происходит в творческой среде, показанной не без язвительности в московских сценах и с печальной иронией в эпизодах у Чёрного моря. Кстати, сам Говорухин сыграл с грустной проникновенностью маленькую роль неприкаянного режиссёра, который несколько лет пребывает без работы. Вот и сценарий "Мутного материка" на основе одноимённой повести он поначалу предлагал молодым постановщикам (по просьбе одного из них я прочитал эту историю примерно в 2008 году, то есть когда Сергей Говорухин дебютировал в игровом кино неудачной и какой-то вымученной, на мой взгляд, картиной "Никто, кроме тебя..."). Однако "Земля людей", созданная в 2011 году (согласно копирайту в финальных титрах - так что разные источники неверны в датировке), производит более благоприятное впечатление. И остаётся пожалеть, что изменившийся в лучшую сторону режиссёр не успел реализовать другие замыслы, которые наверняка у него были.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments