На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Калифы на час, леди на день?

Кино вообще искусство не очень-то справедливое по отношению ко многим, кто к нему так или иначе причастен. А особенно это заметно по судьбам исполнителей, которые могут внезапно стать своеобразными «калифами на час» или «леди на день» (если использовать название давней комедии американского классика Фрэнка Капры), но потом сниматься мало или в незначительных ролях, порою же пропасть, увы, из поля зрения и оказаться полузабытыми кумирами минувших времён.
В принципе, актёрская профессия является одной из самых зависимых, поскольку именно их выбирают в большинстве случаев, а не они находят себе новые фильмы, позволяющие подтверждать из года в год даже свой звёздный статус. Бывает, что и весьма крупные, действительно значимые для кинематографа персоны существенно сдают собственные позиции, растрачивают попусту свой талант на совершенно не стоящие того проекты, как теперь модно называть различные кинопроизведения, коммерческие или арт-хаусные.
Наверно, следует выделить несколько составляющих в данной проблеме, которую можно условно обозначить как «актёр одной роли». Потому что причины для исчезновения какого-то исполнителя с экрана обнаруживаются разные - и вполне объективные, и чрезвычайно субъективные. А вот между ними располагаются многочисленные варианты более смешанного плана, когда трудно иногда определить, насколько повинен сам актёр, что его перестали снимать, или же повлияли некие привходящие обстоятельства.
Для начала надо упомянуть тех, кто пострадал каким-либо образом в реальной жизни, что наложило отпечаток на кинематографическую карьеру. Замечательная Валентина Караваева прославилась в «Машеньке», но позже попала в автокатастрофу, и хотя появлялась в небольших ролях, всё-таки была вынуждена сконцентрироваться на работе по закадровому дублированию. А свои так и нереализованные творческие потенции стремилась довольно странным образом выразить в домашних условиях, о чём рассказывает поистине драматическая документальная картина «Я - Чайка!». Екатерина Савинова, невероятно популярная благодаря роли в фильме «Приходите завтра», испытывала в течение многих лет тяжёлое психическое заболевание, в результате покончив жизнь самоубийством.
Другое дело, если актёры, получив широкую известность в начале своей кинокарьеры, затем по ряду причин начинают злоупотреблять, например, алкоголем - и тем более становятся ненадёжными исполнителями на съёмках, способными подвести в любой момент. Тут всё оказывается взаимосвязанным: меньше снимают их - больше пьют - ещё реже приглашают. Подобное произошло и с Изольдой Извицкой, блеснувшей в «Сорок первом», и с обаятельным Юрием Беловым, запомнившимся по комедиям 50-х годов, и с таким «настоящим мужчиной на экране», как Валентин Зубков.
Куда сложнее случаи, когда актёры или актрисы, действительно оказавшись в нужное время и в нужном месте, став вообще «лицами поколения», как Пётр Алейников, Николай Рыбников и Татьяна Самойлова, например, не могли впоследствии по разным обстоятельствам достойно вписаться в постоянно меняющийся кинематографический процесс. Да и ведь не всякому таланту, пусть и немалого масштаба, удаётся не только «не выпадать из времени», продолжая тонко чувствовать его нерв, но и по складу собственного характера, по каким-то бойцовским качествам (а без этого в кино тоже, увы, не обойдёшься!) уметь приноравливаться к новым веяниям, шире и разнообразнее используя своё актёрское амплуа, раскрывая иные грани личного мастерства. Пожалуй, судьба Людмилы Гурченко лучше всего свидетельствует в пользу того, как актриса может преодолеть все препоны на пути (кстати, вопреки распространённым легендам, что долго не снималась или делала это редко после триумфа в «Карнавальной ночи», она всё-таки работала постоянно) и опять быть «кумиром для миллионов», но уже в другом обличье - и драматическом, и комедийном, и эстрадном.
Вообще-то у исполнителей всегда есть риск стать «заложниками одной роли», после которой мало кто захочет воспринимать их совсем в ином качестве. Допустим, у Александра Демьяненко были интересные роли как до съёмок у Леонида Гайдая, так и после этого - однако в сознании многих зрителей закрепился устойчивый стереотип «вечного Шурика» при одном лишь упоминании фамилии Демьяненко. А резко ломать шаблоны восприятия дано далеко не каждому актёру - и даже таким мастерам, как Андрей Миронов, Анатолий Папанов или Юрий Никулин, приходилось это делать с помощью умных режиссёров, разглядевших в них принципиально и кардинально иные способности, нежели узко комедийные и чисто развлекательные.
Конечно, велика заслуга тех постановщиков в кино (ведь там нередко, в отличие от театра, прибегают к опробованному использованию и тем более тиражированию однажды найденного), которые стремятся вытянуть из исполнителей нечто неведомое и по-настоящему удивляющее. А куда чаще встречается, особенно в нынешнем российском кинематографе, довольно равнодушное и фактически расточительное расходование актёрских талантов, когда кого-то нещадно эксплуатируют, выжимая до предела и практически обезличивая в персональном плане, или же одержимо и навязчиво пытаясь оживить фильмы притоком «молодой и свежей крови», то есть привлекая всё новые и новые лица, которые мелькают быстро и почти не запоминаются.
Можно сказать, что сегодняшнее кино (а уж телевидение подавно!) намеренно ориентируется на жёсткое конвейерное производство, имея в виде послушных наёмных работников тех, кто вроде как назначен в медийные персоны и буквально не слезает с экрана, или пополняя ряды дешёвой рабочей силы выпускниками расплодившихся актёрских курсов и вообще непрофессионалами, которым как бы на роду написано засветиться всего лишь один раз, а потом безвестно кануть в небытие. По этому поводу вдруг вспоминается потрясающая фраза из «Отца Горио» Оноре де Бальзака: «Дочери выжали лимон и выбросили его на улицу». Не так ли зачастую происходит и довольно безжалостно с различными актёрами именно в кинематографе, который в последнее время всё больше походит на некий завод по переработке отходов (что выражается, в частности, в демонстративном перелопачивании хоть каких-то достижений прежних времён), нежели на действительно творческое и умное применение значительного художественного потенциала людей, всё-таки обладающих природным и вдобавок отшлифованным в процессе обучения талантом.
Поистине жаль всех тех, кто не только не дошёл до экрана, хотя вполне заслуживал это, но и промелькнувших, будто мотыльки, летевшие на свет, и даже играющих практически одну и ту же роль из фильма в фильм, из сериала в сериал. Разве это тоже не проблема?!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments