На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Эдмунд, агнец Божий

Было даже боязно пересматривать через много лет фильм «Германия, год нулевой» Роберто Росселлини, который некогда произвёл на меня сногсшибательное впечатление не только из-за подлинно трагического строя повествования (в этом смысле вполне можно воспринимать данное произведение как современный аналог классической трагедии), но и благодаря глубине проникновения автора в беды и страдания чужой - и в какой-то степени чуждой! - страны, низвергнутой в бездну. Конечно, кто-то припомнит, что сам Росселлини начал свою деятельность в кино чуть ли не с пропагандистских лент в угоду фашистскому режиму Муссолини, однако целиком и полностью реабилитировал себя, создав этапную картину «Рим, открытый город» тоже трагического плана, антинацистскую по духу, которая к тому же заложила истинные основы такого направления, как итальянский неореализм.
И тем не менее - со стороны этого режиссёра, который летом 1947 года отправился именно в Германию, чтобы снять третью часть своеобразной трилогии о войне и её последствиях, как физических, так и душевных (вторым фильмом оказался «Земляк», рассказавший об освобождении Италии американцами), был несомненный вызов, подчёркнутый тем обстоятельством, что поведанное на экране словно увидено не посторонним наблюдателем, а непосредственным участником подчас душераздирающих событий. Разумеется, Роберто Росселлини был способен прочувствовать изнутри комплекс вины немцев за поражение собственной страны и за те ужасные преступления, которые совершил Третий рейх, поскольку сам не хотел бы считаться «плохим итальянцем» и отвечать за деяния пособников Муссолини.
Но вот главным героем избрал ангельски выглядящего 13-летнего подростка (впрочем, кто-то назовёт его типичным белокурым арийцем, лишь из-за своего возраста не успевшим попасть в «гитлерюгенд»), который вынужден любыми способами, нередко противозаконными, помогать в выживании собственной семьи, состоящей из больного престарелого отца, старшей сестры и брата, верно служившего в вермахте до самого конца, а главное - неведомо для себя расплачиваться за грехи почти всей нации. Лента называется «Германия, год нулевой» как будто вопреки хронологии, потому что 1947-й уже нельзя считать таковым. Однако для Росселлини важно отметить, что история поверженной страны начинается с нуля. И эта новая точка отсчёта - своего рода anno domini, как бы исходный год для возникновения иной эпохи.
В данном плане следует воспринимать трагически отчаянные поступки юного Эдмунда как мифологически-библейские, чего он сам, конечно же, не в состоянии осознавать. Но его непроизвольные, стихийные, будто подсознательные акты принесения в жертву своего отца и собственного самопожертвования на алтарь будущей человеческой цивилизации, которая должна непременно родиться на развалинах старого преступного мира, несомненно перекликаются с историей обретения христианства. Тем более что христианские мотивы так или иначе присутствовали в прежних работах Роберто Росселлини, да и потом нередко давали о себе знать. Признаваемое предательством опознание Иисуса в Гефсиманском саду одним из его учеников, который после воскресения Христа покончил с собой, фактически является необходимой составной частью выполнения «божественной миссии» ради прихода нового Мессии. И стиль «высокой трагедии», который неотвратимо ощущается в картине «Германия, год нулевой» даже в проездах камеры и в долгом её слежении за фигурой мальчика на берлинских улицах или в полуразрушенных домах, заставляет отнестись ко всему рассказанному не только экзистенциально, но и вполне теологически. Это как «Эдмунд, агнец Божий», поскольку дальше у Росселлини последует «Франциск, менестрель Божий».
Subscribe

  • Юным нельзя смотреть это!

    С трудом выдержал "словесную мастурбацию" в фильме "Никита Таня" из цикла "Дау". Вот только не понял: почему был…

  • 41 чешский и словацкий фильм

    «Губительное изобретение» / «Тайна острова Бэк-Кап» / Vynález zkázy (ЧССР, 1958, реж. Карел Земан)…

  • Уроки греческого

    У Теодора Курентзиса даже появляется в фильме "Дау. Три дня" какое-то человеческое обаяние, и долгие разговоры на греческом с актрисой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments