На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Дилетант взялся судить о музыке в кино

Один дипломник попросил меня ответить на вопросы по поводу использования музыки в кино. Я предупредил, что являюсь дилетантом в этом деле.

В блокбастерах и во многих мейнстримовских фильмах музыка действительно является однотипной и однообразной, так что трудно порою вообще отличить одну партитуру от другой. Но всё-таки бывают случаи, когда даже в мультибюджетных проектах музыкальное сопровождение является значимым и максимально выразительным - из недавнего следует назвать "Дюнкерк" Кристофера Нолана с музыкой Ханса Циммера. В независимом кино тоже попадаются удачные примеры использования так называемой минималистской музыки, мода на которую пошла ещё с Майкла Наймена и Филипа Гласа...
Почему музыку к "Психозу" и "Челюстям" надо считать упрощённой, выполняющей только функцию нагнетания саспенса? Какая тут может быть перекличка с немым кино? Одна и та же немая лента, озвученная различной музыкой, приобретает совершенно иной смысл. Точно так же и современный звуковой фильм может восприниматься по-разному, если в различных версиях накладывается на изображение другая музыка. Были случаи подобного переозвучивания - например, в итальянском варианте советского фильма "Красная палатка" использована вместо музыки Александра Зацепина музыка Эннио Морриконе.
Что касается фильмов Альфреда Хичкока, то наиболее плодотворным было его сотрудничество с композитором Бернардом Херрманном, начиная с 50-х годов (особенно впечатляюще, помимо "Психоза", ещё в "Головокружении"). Но вот привлечение Херрманна другими постановщиками могло быть не только в духе Хичкока ("Мыс страха" Дж. Ли Томпсона, "Новобрачная была в чёрном" Франсуа Трюффо, "Сёстры" и "Наваждение" Брайана Де Пальмы). Совсем иные задачи его музыка выполняет в лентах "451 по Фаренгейту" Франсуа Трюффо и "Таксист" Мартина Скорсезе)...
Джон Уильямс - выдающийся композитор, уж никак не повинный в культурном застое.
Квентин Тарантино хоть и применил "музыкальный винегрет" в кино, это не бог весть какое достижение. Истинным новатором в необычном использовании музыки в кино именно в качестве саундтрека, собранного из различных записей, следует считать Стенли Кубрика, впервые применившим это в "Космической одиссее", а далее - везде...
А вот ещё один новатор в использовании музыки в кино - это Кен Рассел, чьи визуальные фантазии трудно представить себе без безумства в использовании чего-то вроде как не сочетаемого...
Немое кино подчас сложнее, в том числе относительно технических приёмов, нежели звуковой кинематограф, особенно в первые 20 лет своего развития, а также в последние 20 лет...
Всё зависит от умения режиссёра. Иногда две ноты, как в фильмах Джона Карпентера, который сам писал музыку, воздействуют сильнее, чем оркестр. То же самое можно сказать и по поводу использования тишины. Есть режиссёры, которые вообще не использовали закадровую музыку - например, Робер Брессон и Отар Иоселиани...
В использовании электронной музыки, а также в обработке классических произведений можно посчитать Эдуарда Артемьева новатором...
Как я уже написал, звуковое кино в первые 20 лет было слишком звуковым, слишком болтливым, слишком наполненным музыкой.
И теперь это как бы вновь вернулось. Некоторые зрители уже напрямую заявляют, что оценивают фильмы по песням, использованным в них. То есть смотрят кино ушами!..
Культура кинематографического изображения, присущая немому кино, давно и безвозвратно потеряна. Только в отдельных фильмах без музыки и без слов, но с естественными шумами, эта магия изображения возвращается на экран...
Трудно представить себе без музыки такие разные (и изобразительно изощрённые) фильмы, как трилогия Годфри Реджо, озвученная сочинениями Филипа Гласа, а с другой стороны - "Смерть в Венеции" Лукино Висконти без симфоний Густава Малера...
Разве плох саундтрек Джонни Гринвуда к фильмам "Тебя здесь никогда не было" и "Призрачная нить"?..
"Дюнкерк" я ещё раньше назвал - без музыки Ханса Циммера фильм бы сильно проиграл...
Вот вспомнил весьма неожиданный саундтрек в недавнем российском фильме "Орлеан" - там очень пригодились песни в исполнении Tiger Lilies...
А мои студенты впечатлились, когда я показал им немой немецкий фильм "Варьете", озвученный той же группой Tiger Lilies...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments