На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

В ожидании Авроры

Поневоле испытываешь определённое разочарование, когда известный сценарист (а в прошлом - кинокритик в престижном журнале «Кайе дю синема») Паскаль Боницер, который был причастен к созданию двенадцати фильмов Жака Риветта, шести картин Андре Тешине и двух лент Рауля Руиса, сам дебютировав в режиссуре в пятидесятилетнем возрасте, не создал ничего значительного. Более того - его фильмы кажутся вторичными и чуть ли не третичными, не обладают особым стилем, не содержат какие-либо режиссёрские находки, которые позволяли бы воспринимать это кино не в качестве обычной иллюстрации того, что ранее было написано на бумаге. Да и как рассказываемые истории они не выглядят достаточно интересными, чтобы можно было бы действительно увлечься тем, что происходит с персонажами.
Пожалуй, исключение составляет лишь предпоследняя картина «В поисках Ортанса», снятая Боницером уже в 66 лет. Вроде бы и в ней нет ничего особенного и необычного, дающего возможность как-то выделиться на фоне других житейских драм, всё-таки поведанных не без доли лирики и иронии, что было присуще, например, ряду экранных работ Клода Соте, который как раз умел превращать мелочи жизни в нечто существенное и чуть ли не бытийное, пусть это покажется кому-то странным. Или же можно соотнести эту ленту Паскаля Боницера (хотя бы из-за Жан-Пьера Бакри в главной роли - но всё-таки забавно, что он появляется лишь на седьмой минуте!) с фильмами Аньес Жауи, в которых отдалённый отсвет неожиданной поэтичности семейно-бытовых проблем типичных французов из интеллигентской среды окрашивает происходящее как-то иначе.
Причём начинается «В поисках Ортанс» почти как «Банда четырёх» Риветта - то есть с репетиции в театре, где Ива, жена Дамьена, героя Бакри, хочет поставить спектакль по «Чёрному монаху» Антона Чехова. Кстати, русская и югославская тема (вот и та героиня, которую надо спасти от депортации из Франции, сама родом из Югославии, а зовут её Зорицей или Орор на французский манер, по-русски же - Заря) практически обязательно присутствуют в картинах Паскаля Боницера, а к тому же Алексей Айги написал музыку к трём из них. Что касается попыток Дамьена во что бы то ни стало добиться приёма у собственного отца, судьи высокого ранга, у которого есть связи на правительственном уровне, чтобы благополучно решить конкретное дело отдельного индивида, могущего попасть в жернова бездушной и безжалостной системы - в этом видится нечто кафкианское.
Зато исход всего повествования, который покажется кому-то вообще идеальным и явно не соответствующим правде жизни, вносит столь необходимую лирико-сентиментальную интонацию, в корне меняющую то, что было рассказано, и даже заставляющую умилиться, как любые мечты могут однажды сбываться. Впрочем, достаточно посмотреть на светлый облик Зорицы-Орор в исполнении Изабель Карре, чтобы поверить в то, что «ожидание Авроры» ещё лучше, нежели «поиски Ортанса», от которого зависит частная судьба очередного «маленького человека» именно в том понимании, как это предполагает классическая русская литература, разумеется, хорошо известная Боницеру.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments