На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

«На душе, как в синем небе, после ливня чистота»

Разумеется, я понимаю, что замечательные строчки Семёна Кирсанова не имеют никакого отношения к понятию «просветление» в буддийском учении дзэн, однако я вспомнил именно их, намереваясь написать рецензию о фильме «Женщина-рыцарь» (в иностранном прокате - «Касание дзэн») тайваньско-гонконгского режиссёр Кинга Ху. Кстати, одна из его картин, понравившихся мне, называется «Дождь в горах». И в снятой практически в стык с ней ленте «Легенда гор» тоже важен мотив дождя. Кстати, можно считать последний из названных фильмов более мистической версией «Женщины-рыцаря», где только упоминается возможность присутствия привидений в заброшенном доме, а ещё использован не без выдумки этот суеверный страх перед чем-то запредельным теми персонажами, коих преследуют посланцы злого и жестокого евнуха Вэя при дворе императора. И совсем уж в традициях «кино о привидениях» сделана финальная картина Кинга Ху - «Раскрашенная кожа короля Иньяна», фактически демонстрирующая вырождение и коммерциализацию эстетического приёма, который более остроумно и толково обыгран в «Касании дзэн», вовсе не случайно получившем широкое признание на Западе, где как раз возникла мода на восточные религиозные течения, включая дзэн-буддизм.
Эта лента действительно завершается кадрами своего рода «восхождения к Будде», когда настоятель монастыря Хюй Юань, в немалой степени способствовавший победе заглавной героини (её зовут вообще-то Ян Хюйчжэнь) и её сторонников в бесконечных битвах с солдатами правительственных чиновников во главе с Сюй Сяньчунем, уже будучи раненым, всё-таки поднимается по горе и там наверху принимает позу лотоса на фоне яркого круга солнца. И мы тоже должны испытать умиротворение от достигнутой благодати не только потому, что все противники повержены, а справедливость восторжествовала на исходе третьего часа экранного повествования.
Между прочим, «Женщина-рыцарь» и «Легенда гор», являющиеся как бы двумя вариантами рассказа о давно минувшем (вот и актёр Ши Чунь играет в обоих фильмах схожие роли «вечных школяров»), наиболее продолжительны по хронометражу. Это позволяет режиссёру в полной мере реализовывать на экране своё подспудное желание творить в более эпической манере или же выражать суть происходящего с помощью намеренно продлённых и практически бессловесных кадров, когда окружающая природа или беззвучное поведение персонажей, способных понимать друг друга по взглядам и жестам, лучше свидетельствуют об одном из основных постулатов дзэн-учения. Да ещё в одной из ранних работ Кинга Ху под названием «Выпьем со мной» имеются подобные сцены, и длинный пролог в «Дожде в горах» с последующими преимущественно молчаливыми эпизодами также красноречиво говорит (извините за невольный каламбур!) о состоянии покоя и внутренней сосредоточенности, чего достигнуть одновременно трудно и всё же просто.
Пожалуй, этот китайский постановщик, испытывая немалые сложности во время сотрудничества в гонконгском кино, когда приходилось приспосабливаться к требованиям продюсеров (хотя не может не удивить его необычный первый опыт «Юй Танчунь», снятый словно в жанре трагикомического мюзикла о романе куртизанки и отпрыска богатого бывшего чиновника), а потом преодолевая иные затруднения разного плана («Женщина-рыцарь» вообще делалась три года), обретает искомую Истину лишь в какие-то из моментов. Кингу Ху порою тесно не только в рамках заданного стиля и кинематографического направления, но и в пределах цельного сюжетного повествования. Он всё-таки мастер отдельных сцен и почти неуловимых мгновений, когда впечатления от чего-то преходящего, как дождь в горах или туман в лесу, значимее для постижения всего сущего, нежели боевые поединки, например, которые чуть ли не демонстративно запечатлены в «Касании дзэн» чаще всего в темноте.
А ведь были в какой-то степени правы западные фестивальные отборщики и прокатчики, дав этому фильму подобное название. Можно сказать, что в творчестве Кинга Ху (мне удалось посмотреть двенадцать из семнадцати работ) иногда вдруг чувствуешь, когда тебя точно и неотвратимо касается дзэн…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments