На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
"СКАЗ ПРО ТО, КАК ЦАРЬ ПЁТР АРАПА ЖЕНИЛ"
СССР. 1976. 100 минут.
Режиссёр Александр Митта
Авторы сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид и Александр Митта по мотивам неоконченной повести «Арап Петра Великого» Александра Пушкина 
Оператор Владимир Шувалов
Художники Игорь Лемешев и Георгий Кошелев
Композитор Альфред Шнитке
В ролях: Владимир Высоцкий, Алексей Петренко, Иван Рыжов, Ирина Мазуркевич, Михаил Кокшенов, Женя Митта, Семён Морозов, Валерий Золотухин, Михаил Глузский, Олег Табаков, Людмила Чурсина
Посещаемость - 35,9 млн. зрителей при тираже 987 копий.
Оценка - 7,5 (из 10)

Историко-приключенческая фантазия

Режиссёр Александр Митта развил свои эксперименты в области авантюрно-исторического кинематографа, близкого по манере к народному лубку, что впервые опробовал ещё в фильме "Гори, гори, моя звезда". Обратившись к незаконченной пушкинской повести "Арап Петра Великого", он рискнул не только "поиграть с жанрами", но и пригласить на главные роли вовсе не одобряемых киноначальством Владимира Высоцкого и Алексея Петренко (последний, сыграв двумя годами ранее Распутина в "Агонии", надолго положенной на "полку", представил тоже неканонический образ царя Петра, который расходился с общепринятым - в исполнении Николая Симонова - в довоенном "Петре I"). То, что несколько легкомысленная трактовка истории, чего не позволил себе даже Пушкин в произведении о собственном предке, ставшем этим самым "арапом Петра Великого", сразу нашла горячий отклик у зрителей, подтверждают высокие результаты проката. Как это ни забавно, в 1976 году, оказавшись среди отечественных лент второй по счёту после исторической мелодрамы "Табор уходит в небо", по общему успеху у публики "Сказ..." находился где-то между заграничными приключенческими опусами "Зорро" и "Ульзана".
Любопытно и то, что в итоговом списке советских рекордсменов проката эта картина, с одной стороны, занимает положение посередине между двумя историко-приключенческими фильмами с элементами комедии - "Последняя реликвия" и "Слуги дьявола", а с другой стороны - немного опережает показатели именно пушкинских экранизаций: "Руслан и Людмила" и "Сказка о царе Салтане". Лента Митты - не сказка, но сказ, то лукаво-ироничный, то вполне бытописательский, густой и сочный по историческому антуражу и характерам. Чего стоит одна лишь фраза (теперь ещё более смешная) в устах "нового русского боярина", отца Наташи, невесты арапа - узнав о сватовском визите государя и желая угодить его заморским вкусам в искусстве, тот, кто остался, по сути, мужик мужиком, истошно кричит своим дворовым: "Толстомясую тащите! Толстомясую!", подразумевая под последней дородную обнажённую женщину на живописной картине в большой раме.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments