На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

«МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»
СССР. 1979. ТВ. 350 минут.
Режиссёр Станислав Говорухин
Авторы сценария Георгий Вайнер и Аркадий Вайнер по своей повести «Эра милосердия» 
Оператор Леонид Бурлака
Художник Валентин Гидулянов
Композитор Евгений Геворгян
В ролях: Владимир Конкин, Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Виктор Павлов, Александр Белявский, Армен Джигарханян, Наталья Фатеева, Светлана Светличная, Наталья Данилова, Леонид Куравлёв, Евгений Евстигнеев, Лариса Удовиченко, Станислав Садальский, Иван Бортник, Зиновий Гердт, Лев Перфилов, Евгений Леонов-Гладышев, Всеволод Абдулов, Александр Абдулов.
Премии: Государственная премия СССР в 1987 году - Владимиру Высоцкому (посмертно) за авторские песни и роль в телефильме «Место встречи изменить нельзя».
Оценка - 8,5 (из 10)

Криминальная ретро-драма

Интересно по-иному взглянуть на известный, кажется, наизусть, очень популярный и часто показываемый по телевидению криминальный фильм Станислава Говорухина, снятый им задолго до яростных публицистических откровений «Так жить нельзя» и «Вторая криминальная революция». Как и другой культовый телесериал «Семнадцать мгновений весны», разойдясь на поговорки и анекдоты, войдя в сознание миллионов людей почти на мифологическом уровне, экранизация вроде бы обычного детектива «Эра милосердия» братьев Георгия и Аркадия Вайнеров давно превратилась не в факт искусства, а в факт общественного менталитета.
Глеб Жеглов и Володя Шарапов, противостоящие банде Горбатого (они опять же прославлены благодаря песне группы «Любэ», чутко улавливающей подспудные чаяния широких масс), уподобляются словно былинным героям, вступающим в схватку с Соловьём-Разбойником. А рисуемый для острастки (скорее всего - в таком мальчишеском порыве нагло и дерзко заявить о себе) образ чёрной кошки на стенах домов можно при желании и большой фантазии вообще посчитать сатанинским знаком в пуганной-перепуганной Москве послевоенных времён. Хотя вновь намечающиеся репрессии сталинского режима - это за кадром, даже вне контекста истории, основанной на реальном уголовном деле, которое вроде не имеет социально-классовой и идеологической окраски.
Однако немаловажно, что преступная деятельность банды «Чёрная кошка» территориально привязана к району Марьиной рощи, тогда московской окраины. И все эти колоритные персонажи (от обитателей «воровской малины» до Маньки-Облигации и Кирпича, пожалуй, и до самих двух бравых сыщиков из угро) довольно точно представлены как провинциалы Москвы, маргиналы, находящиеся далеко от роскошной жизни умного и хитрого бандита Фокса (чем не предвосхищение «нового крутого русского»?!) или от интеллигентского мирка Груздева, напрасно обвинённого Жегловым. Между прочим, отдельные поступки порой прямолинейно мыслящего следователя вполне укладываются в представления о воровском «кодексе чести».
В свою очередь, опасная инициатива по засылке более щепетильного в соблюдении устава Шарапова в бандитское логово, как и то, что среди воров неожиданно оказывается его друг, бывший фронтовик Левченко (отличная работа Виктора Павлова, сыгравшего как бы духовного антипода своего же персонажа Мирона Осадчего из «Адъютанта его превосходительства»), лишь подчеркивают условность границы между жизнью по обе стороны закона. Поскольку эти провинциальные миры в послевоенной столице куда как ближе друг к другу, нежели та почти виртуальная действительность, где в столь же похожем соседстве пребывают до поры до времени большие начальники, крупные авантюристы и разные интеллигенты.
В сериале, созданном на базе Одесской киностудии во время нескольких вылазок в Москву (хочется сказать, в стан врага), при минимуме потраченных усилий каким-то образом уловлен тот поначалу тлевший конфликт между двумя реальностями в одной столице, который в момент съёмок, накануне Олимпиады, стал приобретать уже ярко выраженный характер своеобразной «битвы за Москву», шире - за сферы влияния в обществе. Пост «общемосковского пахана», который и раньше являлся для приезжих трамплином в карьере на высшем уровне (назовём лишь три фамилии - Каганович, Хрущёв, Ельцин), вполне мог бы послужить и Лужкову, выходцу из типичной московской провинции. А ведь со времён чуть ли не Бориса Годунова не было у нас во главе страны шпанистого москвитянина!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments