На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

"Вот были деньки!"

Именно с подобной фразы начинается лента «Фальстаф (Полуночные колокола)», последняя из шекспировских экранизаций Орсона Уэллса, если не считать «Венецианский купец», так и оставшийся короткометражным телефильмом. Кроме того, «Фальстаф» (в театре Уэллс дважды, в 1939 и 1960 году, неудачно подступался к этому материалу) оказался последним игровым законченным кинопроизведением американского режиссёра в полном метре, показанным ещё при жизни творца. А немало его работ были недоделаны, отснятые сцены ряда картин вообще не сохранились. Сам Орсон Уэллс вроде как особенно любил данную ленту - можно сказать, что она непроизвольно подвела итог его бурной и насыщенной множеством неординарных замыслов режиссёрской кинокарьеры, столь стремительно и ярко начатой «Гражданином Кейном» в 25-летнем возрасте. «Фальстаф» снят Уэллсом ровно в пятьдесят, но сам он в заглавной роли выглядит тучным стариком (хотя ему пришлось, как ни парадоксально, соблюдать диету во время съёмок, поскольку был на тот момент ещё толще, чем требовалось).
Однако нигде, пожалуй, этот актёр, часто снимавшийся также у других постановщиков, не производил на экране настолько жизнерадостного, озорного, лукавого, порою просто хулиганского впечатления, как здесь. Хитроватый взгляд выпивохи и охальника всё-таки выдаёт в нём явно непростую натуру - Фальстаф ведь из разряда не только комических персонажей Шекспира, но и по-своему является шутом при принце Уэльском, будущем короле Генрихе V, который прилюдно отречётся от «друга игрищ и забав», лишь водрузив на голову отцовскую корону. И вот тут наступает подлинный «момент истины», когда сэр Джон понимает собственную отринутость и обречённость, так что вскоре умирает, став никому не нужным отщепенцем.
И пусть сам Орсон Уэллс прожил ещё два десятка лет, продолжал много играть в чужих фильмах, постоянно пытался что-то снимать, практически не доводя ничего до конца (из более поздних киносочинений следует непременно выделить очень необычную по жанру и по манере картину «Ф как фальшивка» - кстати, тема обмана и разного рода подделок, в том числе выдачи себя за кого-то иного, присутствует в большинстве работ Уэллса, включая «Фальстаф», который вполне можно было бы именовать «Ф как Фальстаф»)… В этой всё-таки неровной ленте, где не очень-то стыкуются довольно напыщенные моменты с декламацией витиеватых шекспировских монологов (удивительно, что невыигрышен, например, Джон Гилгуд в роли Генриха IV) и поистине весёлые или, напротив, проникнутые горьким сожалением о безвозвратно утраченном, как раз чувствуется, особенно в финале, что шекспировский масштаб личности такого творца, как Орсон Уэллс, его ренессансная сущность оказались, увы, не востребованы искусством ХХ века настолько, насколько этого заслуживали. Гигант таких умственных и физических данных не нашёл себе лучшего применения. Вот почему роль рано состарившегося Фальстафа - практически автобиографическая для Уэллса.
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments