На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Что Гамлет нам, и что мы Гамлету?

После вчерашнего спектакля "Гамлет. Очная ставка" в Театральном проекте "Пустое пространство" (задуман актрисой Марией Глазковой вместе с единомышленниками), где было немало интересного и оригинального, всё-таки возникло первоначальное ощущение, что главная концепция создателей этой постановки (режиссёр Елена Кузина, художник Рим Валиахметов) ускользает от чёткого и безусловного понимания. Но перечисляя удачные и даже удивившие моменты ещё по свежим впечатлениям от увиденного, а главное - продолжая впоследствии думать и размышлять о "феномене Гамлета", чью загадку пытаются разгадать уже несколько веков, нельзя не прийти к выводу, что данный спектакль, где щедро накидано и заманчиво раскидано множество приёмов и уловок, вроде бы уводящих в сторону от заявленного в программе, всё равно может сложиться в некий странный пазл. Хотя он получится свой у каждого, кто сидел по обе стороны от условных подмостков, которые почти буквально являлись мостками, составленными из поддонов.
Мне вот кажется, что наиболее существенными стали два мотива: постоянное и вообще демонстративное отстранение действия, подчёркивание того, что "играем Гамлета", а ещё двойничество-тройничество-множественность обличий, когда пятеро исполнителей (Игорь Стам, Эдуард Флёров, Мария Глазкова, Анна Васильева и особенно Дамир Бахтиев, который стал для меня подлинным открытием) выступают в разных ролях. В частности, неожиданно и весьма умно было представлено первое появление Призрака отца Гамлета как бы в тройном расщеплении, из-за чего сразу же возникла аналогия с тремя ведьмами, зловеще предрекающими судьбу в "Макбете". Но куда важнее то, что каждый из актёров (не только исполнитель роли Гамлета, который не очень-то рвётся произносить знаменитый и словно навязший в зубах монолог "Быть или не быть?") по ходу спектакля просто вынужден твердить эти вечные слова: "... Достойно ль // Смиряться под ударами судьбы, // Иль надо оказать сопротивленье // И в смертной схватке с целым морем бед // Покончить с ними? Умереть. Забыться. // И знать, что этим обрываешь цепь // Сердечных мук и тысячи лишений, // Присущих телу. Это ли не цель // Желанная? Скончаться. Сном забыться. // Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ".
Пожалуй, именно это насущное, пусть и по-своему насильственное стремление любого из них (тогда ведь и любого из нас!) примерить на себя "бремя выбора Гамлета" как раз и выражает непреходящую современность и перманентную актуальность главного шекспировского произведения. И если перефразировать изумлённый вопрос самого Гамлета: "Что он Гекубе, что ему Гекуба?", то уже несколько столетий задаётся человечество вот каким риторическим возгласом: "Что Гамлет нам, и что мы Гамлету?". Так что это мы сами оказываемся на очной ставке с Гамлетом.
Следующий спектакль "Гамлет. Очная ставка" состоится 20 декабря (http://emptyspacelab.ru/).
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А у них - почти общий день рождения

    Надеюсь, что Ольга Арефьева не обидится. Ведь ей очень понравился семь с половиной лет назад наш котик по кличке Кисик - сразу же захотела с ним…

  • И в 81 год можно стать новым режиссёром!

    Очень удивился, обнаружив в программе ещё прошлогоднего МКФ в бразильском городе Сан-Паулу, посвящённой именно новым режиссёрам, имя 81-летнего…

  • Не только грустит, но и улыбается

    Моя бывшая студентка Анна Шеина играет как бы две роли в фильме "Любовь зимой". И если одна её героиня грустит и даже готова заплакать, то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments