На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

«А получилось как всегда»

Когда в только что открывшемся элитном парижском ресторане с английским названием Royal Garden (то есть «Королевский сад») не только стали обнаруживаться разные недоделки, но постепенно началось всё ломаться и рушиться, одна из модных дамочек в вечернем платье, решив удалиться из этого заведения, явно не оправдавшего её ожиданий, сказала своему спутнику: «А получилось как всегда», я не поверил собственным ушам! Знаменитая фраза Виктора Степановича Черномырдина («Хотели как лучше, а получилось как всегда») вполне могла прозвучать полностью ещё полвека назад, когда фильм «Время развлечений» с англоязычным заглавием Playtime наконец-то вышел на отдельные экраны (его создатель Жак Тати настаивал на показе лишь широкоформатной копии на плёнке 70 мм и с особым звуком) после мучительной работы в течение трёх лет, практически разорившей режиссёра.
Знаменательно и то, что картина, которая не имела успеха во французском прокате, а в США попала только спустя несколько лет в сильно урезанном виде (93 минуты вместо 155 - кстати, сам Тати почти сразу же сократил оригинальный хронометраж на полчаса), получила широкое признание на Московском кинофестивале, удостоившись Серебряной премии, поскольку у нас почувствовали родственную душу в Тати не по одной лишь причине, что он - русский по происхождению с фамилией Татищев. Конечно, сатира сатирой, и не могло не быть особенно приятным, что французский кинематографист вдоволь поиздевался над новым буржуазным (автоматизированным, обезличенным и как бы неодушевлённым) укладом существования, к тому же англо-американизированным. Пожалуй, подспудно и сами того не осознавая, советские киноначальники (а вряд ли тогда можно было бы поверить в случайность награждения этой ленты на ММКФ - тем более после громкого скандала в 1963 году с фильмом «Восемь с половиной») вдруг ощутили общность отечественного и галльского менталитетов, когда тотальный пофигизм при занятии какой-либо деятельностью способен привести к её частичной или полной дискредитации. Всё получается не так, как задумали, что-то обязательно выходит из строя или же вообще летит ко всем чертям буквально у нас на глазах.
Но вот что интересно: среди подобного развала и раздрая люди в кои-то веки неожиданно для самих себя раскрывают в своих ещё не окончательно примитивизированных душах нечто живое и непосредственное, веселятся напропалую, испытывают друг к другу удивительную симпатию и человеческое участие. Так что финал картины оказывается даже трогательным и умилительным - и типичная городская пробка почему-то походит на детскую карусель в парке развлечений, поскольку машины движутся по кругу, и никто не негодует, не возмущается по данному поводу. И вообще эта лента, будучи малоинтересной, скучноватой, какой-то искусственной и надуманной в первой трети, становится смешной, жизнерадостной и увлекательной в ресторанных сценах (они длятся 45 минут, а снимались в течение семи недель, причём сам Жак Тати дотошно инструктировал каждого из участников этого разношёрстного сборища, как им следует себя вести в отдельные моменты действия), а завершается на светло-печальной ноте. Жить в этом мире всё-таки можно!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments