На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Весь мир - театр, а люди в нём - шпионы

Немецкий период творчества Фрица Ланга подарил мировому кинематографу несколько шедевров, начиная с фильмов «Усталая смерть» и «Доктор Мабузе, игрок» и заканчивая «М» и «Завещанием доктора Мабузе». Конечно, лента «Шпионы», созданная сразу после такой грандиозной картины, как «Метрополис», не может выдержать сравнение с ней да и с другими названными работами. Однако ряд сцен в «Шпионах», как и некоторые постоянные мотивы, наличествующие у Ланга уже в двух сериях «Пауков» (1919-1920), где речь идёт о некой преступной организации крупного масштаба, которая хочет взять под свой контроль практически всё на свете, а кроме того, отдельные сюжетные моменты и даже образные решения потом будут использоваться в немалом числе фильмов подобной тематики, включая «бондиану», например.
Не только из-за присутствия на экране актёра Рудольфа Кляйн-Рогге, который играл «инфернального» доктора Мабузе (а вообще снялся в девяти лента Фрица Ланга и был, между прочим, женат на сценаристке Теа фон Харбоу ещё до того, как она стала супругой этого режиссёра), может создаться впечатление, что Хаги, могущественный интриган международного масштаба, скрывающийся под личиной директора банка, это ещё одна ипостась вездесущего авантюриста, доморощенного гипнотизёра. Вот и главный герой «Шпионов» тоже создал свою «тайную империю» с разветвлённой сетью агентов и помощников всех мастей, намереваясь диктовать свою власть уже за пределами страны и чуть ли не готовить войну с Японией, если это потребуется исключительно в корыстных интересах. И особенно важно, что он является таким же неуёмным лицедеем, как Мабузе, всегда склонным менять маски, причём в буквальном смысле этого слова, но и в собственных хитроумных поступках, в том, как особо держится на людях, даже со своими подчинёнными, продолжает актёрствовать почём зря!
Если разобраться, и профессия шпионов ведь предполагает двойничество, становящееся почти сутью человеческой натуры, а также постоянный обман и ведение изощрённой игры с гипотетическими противниками - или же с клиентами, как сказали бы проститутки, среди которых встречаются те, кто действительно занимается экономическим или вообще политическим шпионажем. Именно эта сторона шпионской деятельности раскрыта в картине Фрица Ланга с особенным блеском, поскольку главная героиня - русская девушка Соня Баранникова, виртуозно выполняющая любые задания «криминального императора Хаги», однако «споткнувшаяся» при встрече с агентом службы безопасности, в которого она влюбляется. Другое дело - юная Китти, настолько невинная и беззащитная на вид, что ей удаётся тонко и искусно соблазнить японского дипломата Масимото, чья восточная мудрость и моральное целомудрие были покоряюще и сногсшибательно превзойдены благодаря как бы искренним девичьим уловкам.
Роскошный финал фильма, который позже отзовётся даже в работах выдающихся режиссёров мирового кино, допустим, у Альфреда Хичкока, вроде как утверждает, что зло будет непременно наказано. А вот на деле получилось в Германии, что пророческие предостережения Ланга о подспудном росте в обществе после поражения в первой мировой войне новых идей о всеохватном господстве, будь то уголовная среда разного рода мошенников или собственная диктатура внутри государства, которая имеет большой штат сотрудников, уже облачённых в специальную форму, а главное - готовых беспрекословно исполнять любые приказы, сбылись настолько, что вообще можно подумать, что будущие нацисты внимательно изучали экранное наследие своего соотечественника. Сам-то он был вынужден немедленно покинуть страну, как только фашистский режим пришёл к власти.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment