Почему-то мало кто из смотревших картину Кирилла Серебренникова задумывается над её названием «Юрьев день», которое использовано не только из-за того, что знаменитая певица собиралась всего лишь один день провести в Юрьеве, на своей родине, а в итоге осталась там навсегда. Но Юрьев день - это 27 ноября по старому и 9 декабря по новому стилю. В давние времена в этот день крепостные могли пережить краткий миг свободы, а потом перейти от одного барина к другому и вновь влачить существование под этим игом. И, между прочим, именно в канун Юрьева дня было подписано в Беловежской пуще соглашение о распаде СССР, после чего мы все вроде как поменяли себе власть, оказавшись уже в России.
По сценарию Арабова получалось, что сын героини мог родиться в 1985 году, а когда достиг шестилетнего возраста, умер его отец. В фильме даты чуть смещены: парень родился в 1987-м, значит, лишился отца не в 1991 году, а в 1993-м. Это, впрочем, малосущественно, поскольку можно вспомнить, что открытое противостояние осенью 1993 года довершило процесс ликвидации прежнего строя. И с тех пор Россия якобы стала самостоятельной и свободной, пусть и лишившейся патерналистского начала во власти, ибо немощный Ельцин и избранный наследником более молодой Путин никак не годились на роль «отца нации». А возникшие иллюзии насчёт сытого девятилетия (вплоть до кризиса осени 2008 года) оказались поверженными в прах - и страна как будто была отброшена назад на 20 лет, примерно в пору горбачёвской перестройки. Что как раз и было предсказано в сценарии Юрия Арабова и ленте Кирилла Серебренникова на примере «дауншифтинга» отдельной знаменитости.