А уже в одиночку обдумывая эту мысль насчёт «в прошлом году в Догвилле», я пришёл к выводу, что среди картин, которые были названы
мною лучшими в 21-м веке, закономерно присутствуют
произведения, по-разному и порою совершенно неожиданно интерпретирующие мою любимую тему «тотального кинематографа». Ведь и «Блокада», и «Накойкатси», и «Сарабанда», и «Город грехов» (да при желании я способен и в остальных лентах обнаружить наличие мотива «всё - кино») свидетельствуют о том, что киносеанс в Париже, случившийся 115 лет назад, продолжается по пути из Мариенбада в Догвилль, а оттуда - в Бейсин-сити или на Иводзиму, и даже последний поезд таковым не является в этом мире, где всё подчиняется природному круговороту: весна, лето, осень, зима и снова весна. Убить Билла можно, но кинематограф, как и женщина-жизнь, бессмертен! И будет вовеки веков эта белая лента, на которую мы проецируем реальность не только вокруг, но и внутри себя...
2010