Готовясь к записи выступления на телеканале «Культура» перед показом четырёх фильмов с участием болгарской актрисы Невены Кокановой, я посмотрел ленты «Матриархат» Людмила Киркова, «Инспектор и ночь» Рангела Вылчанова, «Дерево без корней» Христо Христова и «Похититель персиков» Выло Радева. Причём в названном порядке, а не по хронологии создания картин. Во время просмотра меня не покидало какое-то чувство потерянности, словно ты, как герой «Дерева без корней», оказался уже в чуждой среде, к которой никак не можешь приспособиться. И если в фильмах 60-х годов («Инспектор и ночь» и «Похититель персиков»), разумеется, не может не привлечь естественность и раскрепощённость кинематографической интонации, то в лентах 70-х («Дерево без корней» и «Матриархат») уже есть какой-то внутренний надрыв, некое ощущение «уходящей натуры», проваливающейся почвы под ногами, близкого конца деревенской жизни и всего социалистического существования. Вот и всё восточноевропейское кино оказалось своеобразной Атлантидой, исчезнувшей и превратившейся в миф. И скорбный финал кинокарьеры Невены Кокановой, которая практически не снималась в последние десять лет своей жизни и умерла от рака, как и её муж, режиссёр Любомир Шарланджиев, чья лучшая картина «Прокурор» пролежала на полке целых 20 лет (сам он уже не увидел своё произведение в кинотеатрах), лишь подтверждает случившийся «крах времён».
