На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

От Мабузе до Путина (текст 2007 года)

Это какое-то наваждение! Сколько бы и где бы я ни говорил или ни писал о том, как студентам-режиссёрам во ВГИКе показывал по ассоциативному принципу подряд такие фильмы, как «Доктор Мабузе, игрок» и «Кафка», даже думая про себя, как бы вновь не совершить ошибку, непременно называю режиссёром первой ленты Фридриха Вильгельма Мурнау, торжественно выговаривая полное имя и фамилию. А потом уже спохватываюсь, вспоминая, что «Завещание доктора Мабузе» - это точно Фриц Ланг, а не Мурнау, значит, и «Доктор Мабузе, игрок» - тоже Ланг. Но почему я уже который раз настойчиво пытаюсь приписать эту картину именно Мурнау? Вот и сегодня опять допустил ту же оплошность на публике. Стыдно!
Видимо, дело конкретно в Мабузе. Ведь параллельно Мурнау снял «Носферату». И для меня настолько сильно перекликаются два этих фильма, принципиальных не только для Германии 1922 года, но и для европейского самосознания вскоре после первой мировой войны. Кстати, почему-то только сейчас обнаружил, что подзаголовок «Мабузе-игрока» - «Портрет времени». И это тоже как-то соотносится с подзаголовком «Носферату» - «Симфония ужаса». По сути дела, не только Калигари, но и Мабузе и Носферату - это главные фигуры общественных страхов между двумя войнами.
Да и не только в ту эпоху. Почему бы не сочинить текст под названием «От Мабузе до Путина»?! Ведь Путин - это современный Мабузе, вроде бы безликий и стёртый персонаж, который обладает иной силой воздействия на массы, невзрачный мелкий служащий из произведений Кафки, дорвавшийся до большой власти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments