На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
«ДАЧНИКИ»
СССР. 1966. 104 минуты.
Режиссёр Борис Бабочкин
Автор сценария Борис Бабочкин по пьесе Максима Горького 
Оператор Николай Власов
Художник Константин Степанов
В ролях: Николай Анненков, Руфина Нифонтова, Генриетта Егорова, Элина Быстрицкая, Евгений Ануфриев, Борис Бабочкин, Никита Подгорный, Елизавета Солодова, Георгий Куликов, Людмила Щербинина, Иван Любезнов
Оценка - 8 (из 10)

Драма-экранизация

В своей, вероятно, самой «чеховской» пьесе «Дачники» Максим Горький вынес всё-таки очень точный приговор нам, россиянам - мещанам, обывателям, простым гражданам, желающим всегда и во всём оставаться именно «дачниками». То есть людьми, которые выехали куда-то поближе к природе на короткий срок, чтобы праздно провести время в бесцельных прогулках, пустопорожних разговорах и флирте от нечего делать - и вообще они предпочитают всю жизнь жить «по-дачному»: на халяву, беззаботно, наобум, на авось.
Тому, кто воспитывался в школе на романе «Мать», рассказе «Старуха Изергиль» и «Песне о Буревестнике», трудно было не изумиться, может, впервые познакомившись с «иным Горьким» - тонким исследователем душевных и духовных метаний российского человека в начале ХХ века. Конечно, в аннотации к фильму «Дачники» всё равно можно было прочитать, что пьеса М. Горького раскрывает «нравственный облик русской интеллигенции накануне революции 1905 года». Однако лишь теперь самому себе запоздало объясняешь, чем же поразила на редкость умная и тактичная экранизация Бориса Бабочкина, впервые увиденная где-то в середине 70-х по телевидению.
Помимо того, что сразу обнаружилась вовсе не лишняя перекличка с чеховскими драмами, которые их автор не без настойчивости предпочитал именовать комедиями, видимо, подспудно сработал ещё и принцип невольного соотнесения с собственным временем, в большей степени уже воспринимаемым как безвременье, эпоха застоя. В этом смысле «Дачники» - будто «Утиная охота» 1900-х годов с той же напрасной, даже губительной иллюзией, что за пределами привычного городского существования, на лоне естественной натуры как бы можно обрести самого себя, сохранить в неприкосновенности чистую душу. Напротив, именно на фоне этого заповедного мира (вспомним, что и битовский сценарий фильма «В четверг и больше никогда» Анатолия Эфроса, обращавшегося в театре и к Чехову, и к Горькому, был напечатан в 1976 году под заголовком «Заповедник») явственнее проглядывает ущербность, а, возможно, и неизлечимость духовного самосознания не только отдельных индивидов, но и нации в целом.
Конечно, времена не повторяются буквально и до самых мельчайших деталей, а неожиданное впечатление от той типично «шестидесятнической» экранизации «Дачников» можно приписать вечной современности живой классики. И всё же не так часто новые версии давно знакомых пьес, кажутся, во-первых, по-настоящему живыми, а во-вторых, очень редко порождают ощущение своеобразной «пронзённости во времени», когда чувствуешь, будто «током ударило». Борис Бабочкин, которому выпала счастливая, но в чём-то неблагодарная участь остаться в памяти миллионов зрителей в качестве экранного Чапаева (вероятно, более реального, чем подлинный полководец гражданской войны), как раз в перенесении на плёнку своего спектакля в Малом театре и ещё в паре телеработ («Скучная история», кстати, по Чехову, и «Плотницкие рассказы») попытался далеко вырваться за пределы амплуа социально положительного героя и навязываемого имиджа всенародного любимца. Не случайно, что и в «Дачниках» он выбрал себе явно не так уж привлекательную роль циника Суслова, который подвергает всё и вся нелицеприятной хуле. А это, в свою очередь, резко контрастирует с деликатной, никого не осуждающей (точно по чеховским рецептам) и по-человечески внимательной режиссурой Бабочкина, который к тому же смог создать великолепный актёрский ансамбль, редкостно работающий в унисон, согласно внутреннему камертону.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments