В самом последнем фильме признанного кубинского режиссёра Томаса Гутьерреса Алеа, снятом им незадолго до смерти совместно с более молодым коллегой Хуаном Карлосом Табио, звучит очень популярная песня «Гуантанамера» (кстати, лента называется так же). И есть в ней такие строчки: «Перед смертью я хочу излить стихи из моей души». Эта картина является, по сути, сатирической зарисовкой кубинских нравов в середине 90-х годов, то есть спустя три десятилетия после создания известного фильма «Смерть бюрократа», где Гутьеррес Алеа впервые рассказал не без издёвки о том, что даже в сфере организации похорон процветает жуткое администрирование, а на местах случаются вопиющие перегибы.
Но если разобраться, и его вторая режиссёрская работа в игровом кино - вольная экранизация романа «Двенадцать стульев», действие которого было перенесено в Гавану сразу после революции 1959 года, и получившая широкий отклик в кинематографической среде разных стран мира лента «Воспоминания об отсталости» касаются в какой-то степени той же «похоронной тематики». Кубинская версия знаменитого произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова не столь эксцентрична, сколь меланхолична, оказываясь своего рода поминками по канувшему в небытие прежнему буржуазному укладу жизни. А экранный вариант романа Эдмундо Десноеса (сам писатель появляется в сцене публичной дискуссии, как раз посвящённой вопросам преодоления отсталости во всех областях человеческого существования на Кубе) вполне можно было бы назвать «Смертью интеллектуала», хотя герой по имени Серхио, ведущий по привычке праздный образ жизни, пока ещё пользуясь остатками былых привилегий типа сдачи квартир в наём, не думает умирать, пусть и боится в финале угрозы третьей мировой войны в результате «карибского кризиса» в октябре 1962 года.
Глубинная проблема бытования (о бытии тут и речи быть не может!) данного персонажа в точном исполнении Серхио Каррьери заключается в том, что он давно уже является своеобразным «живым трупом» не только из-за рухнувшего мира прежде важных и нужных ценностей материального и духовного плана, а по причине собственной неустроенности, растерянности, дисбаланса во всём. После отъезда в Америку своих родителей, жены и многих друзей он вроде как может начать всё сначала - наконец-то написать книгу, влюбиться в юную девушку, найти что-то значимое для себя в изменившихся условиях общественного строя. Вместо этого твердит упорно об отсталости всего сущего, сам не осознавая, что безнадёжно отстал от действительности.
И подобно тому, как на всём протяжении действия в картинах «Смерть бюрократа» и «Гуантанамера» никак не удаётся отправить в последний путь уже упокоившихся на этом свете, так и главный герой «Воспоминаний об отсталости» катастрофически не может обрести окончательное пристанище, мыкаясь где-то посреди двух миров в каком-то промежуточном состоянии между жизнью и смертью.