На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Ещё из неопубликованного про "Июльский дождь"

На первой вечеринке Владик, протестировав Лену, выдал ей такое заключение: "Вы замкнуты и сдержанны, никто не знает, о чём вы думаете, понять вас трудно. Многие считают вас человеком самоуверенным, но это лишь обманчивая видимость вашей души". Лена соглашается с подобной характеристикой. Мы же видим её совершенно другой - весёлой, жизнерадостной, ироничной, почти ничем не отличающейся от своих новых знакомых. Но это только "обманчивая видимость" души. По мере развития действия Лена меняется, начиная постепенно оправдывать данное ей тестовое определение. То, что было скрыто, выходит на первый план. Лена становится замкнутой, сдержанной, молчаливой - и Володя перестаёт понимать её. Усиливающееся беспокойство души заставляет Лену углубляться в сосредоточенную рефлексию, чтобы выяснить для себя подлинные ценности жизни. А рефлексия предполагает состояние замкнутости, ориентацию человека вовнутрь, а не вовне.
Самопознание означает обретение самого себя через понимание того внутреннего "я", которое, как феномен за явлением, таится за внешностью человека. Каждый является личностью - только он нередко об этом не подозревает. Проявлению личностного в человеке способствуют какие-то переломные моменты, требующие величия духа, либо это происходит благодаря самораскрытию. Прежде чем стать самим собой, нужно понять, кто ты есть. Заключённое в тебе, в глубинах твоего сознания, должно быть узнано и признано своим. Человеку необходимо постичь себя в себе и пробудиться к жизни. В конце своей книги "Планета людей" Антуан де Сент-Экзюпери написал о людях, "которым никто не помог пробудиться". А ведь "в каждом из этих людей, может, убит Моцарт". Последняя фраза звучала так: "Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё человека". Дух обнаруживает самого себя во внутреннем бытии человека.
Когда Лена отвечает на вопросы Владика, она раскрывает своё внутреннее "я", даже не подозревая об этом ("- Тверды ли в своих решениях? - Да. - Как вы относитесь к человеческим слабостям? Склонны ли вы их прощать? - Слабости? Смотря какие! - Нет, надо отвечать "да" или "нет". - Ну, тогда "нет"). Пока всё это - слова. Поступки будут потом. И будет твёрдость в решениях, непрощение слабостей. Лена войдёт в согласие с собой, поступая в соответствии со своими внутренними принципами. А раньше она была неспособна что-либо решать и прощала человеческие слабости.
Мать Лены сокрушалась по поводу неопределённости отношений дочери с Володей: "Мне б не хотелось, чтоб к приезду отца всё оставалось по-прежнему. Ты меня понимаешь. Надо что-то решать". Лена же не видела в этом никакой проблемы: "А что решать? Ты хочешь, чтобы я вышла замуж? Ну, так считай, что я замужем". Всё просто и легко. Но одно дело - видимость замужества, другое - его подлинность. Можно, конечно, думать иначе: "Считай, что он - мой жених, что мы ждём квартиру". Но от этого ничего не изменится: вопрос всё равно остаётся нерешённым, а его подмена - лишь уход от необходимости выбора. Хуциев сопровождает этот разговор матери с Леной своеобразным ироническим комментарием. Лена предлагает отодрать старые, еле держащиеся обои - и неожиданно срывает кусок обоев в углу комнаты. "А так мы никогда бы не решились", - оправдывается она.
Человека всегда преследует вопрос: быть или не быть? Трудно решить даже какие-то мелочи жизни. А из них между тем складывается жизнь как есть. И если человек всё-таки разрешит что-либо несущественное, он не отважится сделать выбор, который не только внесёт какое-нибудь неудобство в нормальную жизнь, но и заново её перестроит. Нет ничего нам милее, чем привычное существование, дающее покой и умиротворение. Лишь из опасения потерять это, человек уходит в сторону от беспокоящих его вопросов. Удовлетворяясь спокойно текущей жизнью, по которой можно просто плыть, не задумываясь ни о чём, он перестаёт быть самим собой, мельчает, растрачивает свою "твёрдость в решениях" на второстепенные вещи. А более важное в этот момент остаётся в состоянии неопределённости. И из-за этого оказывается неопределённой вся жизнь человека. Ему только кажется, что всё благополучно, если искусно обойдены вопросы, требующие решения. Скрытое беспокойство души рано или поздно, тем или иным способом найдёт своё выражение. В случае с Леной, героиней "Июльского дождя", беспокойство начинает проявляться по незначительному, на первый взгляд, поводу - а потом приобретает общий характер и заставляет задуматься над жизнью и прийти к каким-то серьёзным выводам.
1977

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А у них - почти общий день рождения

    Надеюсь, что Ольга Арефьева не обидится. Ведь ей очень понравился семь с половиной лет назад наш котик по кличке Кисик - сразу же захотела с ним…

  • И в 81 год можно стать новым режиссёром!

    Очень удивился, обнаружив в программе ещё прошлогоднего МКФ в бразильском городе Сан-Паулу, посвящённой именно новым режиссёрам, имя 81-летнего…

  • Не только грустит, но и улыбается

    Моя бывшая студентка Анна Шеина играет как бы две роли в фильме "Любовь зимой". И если одна её героиня грустит и даже готова заплакать, то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments