На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Когда поменялся подход к фильмам о войне

Вышел у меня на днях спор с одним из пользователей социальной сети ВКонтакте, считающим, что фильм "Иваново детство" Андрея Тарковского не был в должной мере воспринят зрителями. Когда же я напомнил о том, что это вообще самая кассовая лента Тарковского, которую посмотрели 16,7 млн. зрителей в первый год проката, читатель ответил так: "Мне показалось - большая разница между "классическими" советскими фильмами про войну ("А зори здесь тихие", "В бой идут одни старики") и фильмом Тарковского. И даже не в самой эстетике, а именно в общем подходе".
А я продолжал настаивать на своём: "Разница, безусловно, есть - её не может не быть. И посещаемость картин "А зори здесь тихие" и "Иваново детство", конечно же, не сопоставима. Однако вышел фильм Тарковского тогда, когда восприятие кинематографа о войне, даже более сложного по эстетике (как и в случае с лентой "Летят журавли"), было вполне ещё цельным. Резкое дробление и вообще противопоставление вроде как народных фильмов о войне и более авторских картин произошло уже в 70-80-е годы".
Потом я уже самостоятельно начал размышлять на эту тему. Ведь параллельно с "Ивановым детством" или чуть позже начали появляться не только ленты об "окопной правде" ("Третья ракета", "Пядь земли", "Пока фронт в обороне"), но и тоже не вполне традиционные, как и фильм Андрея Тарковского - "Мир входящему", "Чистые пруды", "Верность", "Зося". И если последний из них, опять по рассказу Владимира Богомолова, пользовался немалым зрительским успехом, всё-таки удивительным для столь лиричного произведения о войне, то другие не вызвали повышенного интереса. Что уж говорить о более "странных" авторских картинах вроде "Прощай" и "Кто вернётся - долюбит", которые очень плохо прошли в прокате.
Пожалуй, своего рода размежевание в подходе к тому, как показывать войну на экране, наметилось именно в середине 60-х годов (и надо отдать должное Тарковскому - как раз он задал совершенно иное направление, будем считать, что поэтическое и иносказательное). В том числе стало оформляться стремление рассказывать о войне как бы без войны. И в 70-е годы мы уже имели, с одной стороны, суперпопулярные ленты "А зори здесь тихие" и "В бой идут одни "старики", вовсе не лишённые лирики и трогательности интонации, а с другой стороны - "Двадцать дней без войны" и "Летняя поездка к морю".
Subscribe

  • Искренность на грани кича

    Французский режиссёр Леос Каракс, который отметил в конце прошлого года своё шестидесятилетие, снимает крайне редко после трёх первых картин: начиная…

  • И когда сено косят, а рожь убирают

    Продолжая заниматься сценарием большого сериала, поневоле пытаешься определить месяц, когда происходит действие той или иной серии, чтобы обозначить…

  • Андалузский сюр

    Подал вчера заявку на участие фильма "...и будет дочь" в конкурсе международного кинофестиваля в Севилье, что находится в Андалусии,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments