На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Кино по умолчанию

Первым моим удивлением при знакомстве с дипломной короткометражкой «Голоса за окном» Эльвиры Болговой на Высших курсах сценаристов и режиссёров (мастерская Андрея Добровольского и Ираклия Квирикадзе) было то, что лента оказалась не только чёрно-белой, но и немой, сопровождённой интертитрами и закадровой музыкой, однако было такое впечатление, как если бы прямо в зале наяривал на пианино лихой тапёр. Ещё сильнее я удивился (а особенно - во второй раз, когда вновь посмотрел картину на показе в кинотеатре «Иллюзион», что само по себе оказалось концептуальным решением создателей), что в фильме актрисы, дебютировавшей в профессиональной режиссуре (хотя ещё до поступления в ВКСР она сняла другую короткометражку со странным названием «Взаимодействие №»), присутствовало именно режиссёрское мышление и такое видение материала, которое редко встретишь в современном кинематографе.
А главное - я почувствовал наличие кино в этой незамысловатой истории, чей финальный твист следует всё-таки утаить, несмотря на то, что довольно затруднительно рассказать о достоинствах данной ленты, не раскрывая всех обстоятельств сюжета о двух посудомойщицах в небольшом ресторане, которые случайно слышат из полуподвального помещения, какая ссора происходит за окном между мужчиной и женщиной, чьи как бы «жестикулирующие ноги» мы можем видеть взамен фигур и лиц. Типичный образец использования приёма «части вместо целого» как раз обнажает метонимичность самой природы кинематографа, тем более в немой период его существования, когда отсутствие речи на экране тоже являлось словно метонимичным по своей сути. И значение отдельных деталей, преподнесённых по монтажному принципу, как и жестов персонажей, их преувеличенной мимики, что также характерно для беззвучного кино, особо возрастает в том случае, когда кинематографическое повествование движется и развивается за счёт организации видимого, а не слышимого, поскольку череда сменяемых кадров, изредка прерываемых короткими поясняющими надписями, куда точнее выражает суть происходящего.
Кстати, название «Голоса за окном», предложенное наставниками Болговой на смену вроде бы завлекательным «Афродитам», тоже стало действительно значимым для понимания этой картины. Никаких голосов, конечно же, нет вообще на экране - они лишь предполагаются. Цвет в изображении и еле слышные звуки реальности возникают только в финальном кадре. К сожалению, постановщице короткометражки, как она сама призналась на показе, не удалось полностью осуществить в последних сценах свою оригинальную идею «бега сквозь времена» - из прошлого (а действие происходит где-то в середине 20-х годов) в настоящее, по мере чего должен был бы постепенно появляться цвет. Наверно, стоило бы сделать так, чтобы и окончательные реплики в фильме прозвучали вслух, а не были воспроизведены по-прежнему в интертитрах.
Однако и в том виде, в каком лента «Голоса за окном» существует сейчас, она кажется не просто умелой и талантливой стилизацией немого кинематографа почти столетней давности, но и тонким и умным высказыванием по поводу того, что такое кино, какова его истинная природа, почему оно привлекает и волнует нас по умолчанию.
P.S. Отдельно надо упомянуть весьма остроумный способ появления Эльвиры Болговой как исполнительницы - в качестве своеобразного камео. Я вот не догадался даже с двух раз - узнал об этом в ходе приятного обсуждения после демонстрации картины в «Иллюзионе».

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments