На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:
“ГРЁБАНЫЙ ОМОЛЬ” / “ПОКАЖИ МНЕ ЛЮБОВЬ” (Fucking Amal / Show Me Love)
Швеция-Дания. 1998. 89 минут.
Режиссёр Лукас Модиссон (Lukas Moodysson)
Автор сценария Лукас Модиссон (Lukas Moodysson) 
Оператор Ульф Брантос (Ulf Brantas)
Художники Хейди Сайкконен (Heidi Saikkonen), Лина Странд (Lina Strand)
Песни Пера Гессле (Per Gessle) и Хокана Хелльстрёма (Hakan Hellstrom)
В ролях: Александра Дальстрём (Alexandra Dahlstrom), Ребекка Лильеберг (Rebecka Liljeberg), Эрика Карлсон (Erica Carlson), Матиас Руст (Mathias Rust), Стефан Хёрберг (Stefan Horberg), Ральф Карлссон (Ralph Carlsson), Мария Хедборг (Maria Hedborg), Юсефин Нюберг (Josefine Nyberg), Джилл Унг (Jill Ung), Лиза Скагерстам (Lisa Skagerstam), Лина Свантессон (Lina Svantesson), Юханна Ларссон (Johanna Larsson), Элинор Юханссон (Elinor Johansson), Джессика Мелкерссон (Jessica Melkersson)
Премии: 4 “Золотых Жука” - за фильм, режиссуру, сценарий и главную женскую роль (приз поделён между Александрой Дальстрём и Ребеккой Лильеберг), приз кинокритиков за лучшую шведскую ленту 1998 года, премия за лучший иностранный фильм в Норвегии, “Тэдди” на МКФ в Берлине в 1999 году, специальный приз жюри, премия “Дон Кихот” и приз публики на МКФ в Карлови-Вари в 1999 году, особое упоминание на МКФ в Лондоне в 1999 году, главная премия, приз ФИПРЕССИ и премия молодёжного жюри на МКФ “Молодость” в Киеве в 1999 году, приз “Зона кино” на МКФ в Роттердаме в 2000 году
Посещаемость - 0,9 млн. зрителей в Швеции
Оценка - 8 (из 10)

Молодёжная трагикомедия

Эта лента о скуке провинциальной жизни в заштатном шведском городишке Омоль (на полпути между Гётеборгом и Стокгольмом) и тяге друг к другу двух юных школьниц вызвала зрительский ажиотаж не только в Швеции, но и в соседних странах - Норвегии и Финляндии. При небольшом бюджете примерно в 1,5 млн. долларов собрала в десять раз больше и получила массу призов. Поэтому можно заранее настроиться на восприятие чуть ли не суперхита или же, напротив, затаить очень большое сомнение, что превознесённый фильм вообще заслуживает особого внимания - мало ли мы видели расхваленных шедевров молодых режиссёров, которые на поверку оказывались слепыми и беспомощными подражаниями давно признанным образцам мирового кино. Однако в случае с “Грёбаным Омолем” (международное название “Покажи мне любовь”, появившееся в честь финальной одноимённой песни в исполнении тоже юной, 17-летней шведской певицы Робин, является, пожалуй, важнее и многозначнее по смыслу) всё обстоит иначе.
Дебют 29-летнего сценариста и постановщика Лукаса Модиссона, прежде всего, естествен, непосредствен, свеж и наполнен стёбно-грубым, но одновременно жизнетворным юмором. А главное - житейски убедителен и узнаваем не только для обитателей такой казавшейся нам со стороны благополучной Швеции да и всей Скандинавии. Тупость, однообразность и бесперспективность провинциального существования - это то, что может роднить совершенно непохожих обывателей разного возраста от задрипанной российской глубинки (например, вампиловского Чулимска) до какого-нибудь очередного американского Твин Пикса.
Подростки, в отличие от смирившихся и просто привыкших ко всему взрослых, ещё пытаются бунтовать, рвутся куда-то за пределы надоевшего пристанища, безобразно и дико проводят своё младое, на короткий срок отпущенное время. Но уже через десяток лет закончат жизнь трагически или тихо успокоятся в занудной семейной рутине, с изумлением, непониманием и страхом взирая на выходки собственных, вдруг вышедших из повиновения детей. Одна из принципиальных сцен картины Модиссона - попытка спокойного, выдержанного и доверительного разговора отца 16-летней Агнес (кстати, актёр Ральф Карлссон номинировался на премию Шведской киноакадемии, но не получил её) со своей дочерью. Девчонка мучается из-за невнимания и даже презрения сверстников, хочет любить и быть любимой именно сейчас, а не 25 лет спустя, к чему призывает её вполне терпеливый и заботливый папаша, вспоминая, что и он вовсе не был любим и счастлив четверть века назад.
Возможно, что молодой автор даже не имел в виду шведский суперхит начала 70-х годов - замечательный фильм “Любовная история” Роя Андерссона, романтическую подростковую мелодраму, которая, вместе с тем, была остросатирическим портретом равнодушной, пошлой и циничной жизни провинциальной Швеции якобы в момент экономического и духовного процветания благоденствующей нации. Но насмотренный зритель всё равно обязан соотнести две эти работы, отделённые друг от друга 28-ю годами. А также должен вспомнить жёсткий, откровенный, нервный, но непостижимо нежный и прекрасный “Остров детей” Кая Поллака, который был создан в 1980 году. Наконец, не стоит забывать про одновременно драматичный и деликатный фильм “Моя собачья жизнь” Лассе Хальстрёма, снятый в 1985 году.
Все эти примеры свидетельствуют в пользу того, что “Грёбаный Омоль” (как бы ни была лента сама по себе примечательна и даже великолепна) находится в точном национальном киноконтексте - и именно это позволяет отнестись к ней не только с точки зрения эффектной прикольной комедии с выражениями, звучащими в русском аналоге так: “Ну, блин, типа ваще!”. И воспринимать отнюдь не с ныне модной позиции однополой любви - ведь Агнес влюблена в Элин, и та, преодолев вполне понятную неприязнь и злые насмешки подружек и старшей сестры, кажется, готова гордо и независимо, как и в предфинальном торжествующем проходе по школьному коридору, заявить о своих нескрываемых чувствах не к парню, а к девушке.
Ещё раньше (да и по столь необходимому финалу, который не лишён здоровой иронии обеих героинь по отношению к себе) можно было предположить, что дело совсем не в том, кто кого любит и представителя какого пола, а в желании и способности любить хоть кого-то, в терпении и умении дождаться взаимности даже тогда, когда всё уже безнадёжно. Лозунг “Покажи мне любовь” звучит, возможно, чуть коряво, а этически несколько предосудительно: не надо понуждать любящего человека постоянно выказывать и демонстрировать тебе свою любовь. Однако в качестве афористического европейского ответа на популярную заокеанскую присказку “Покажи мне деньги” из фильма “Джерри Магуайр” (хотя и там не обошлось без “ста пудов любви”) годится как нельзя кстати.
Тем более что и с деньгами у коммерчески успешной картины Лукаса Модиссона всё OK! Её назвали “шведским Титаником”, а в Норвегии она обошла по сборам американские ленты “Влюблённый Шекспир” и “Все без ума от Мэри”. Вот вам и пресловутая “шведская любовь”, о которой, как говорят, сами шведы почти не слыхивали!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дошла очередь до Энн Хуэй

    Осталось мне скачать семь фильмов гонконгской постановщицы Энн Хуэй. И потом я начну смотреть по хронологии двадцать пять её лент, снятых за сорок…

  • Монтаж - как зрелая любовь

    Не перестаю удивляться, что при обычной вроде бы перестановке кадров может меняться многое - даже смысл повествования в фильме. И если съёмки - это…

  • "А какой у вас размер?"

    На Автозаводской улице вдруг остановила меня какая-то девушка, сказав: "У моего отца такая же комплекция. А какой у вас размер?". Но я-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments