На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Фрагмент статьи "Виртуальная реальность в кино"

Этот текст был написан в 1997 году, когда ещё даже не начали снимать «Матрицу», которая существенно изменила отношения между публикой и виртуальной реальностью в кино.

Мгновенно внедрилось и даже успело стать вполне заурядным такое явление, как «виртуальная реальность». Настолько быстро что-то загадочное и невероятное входит в нашу жизнь, превращаясь даже в объект обычной «мыльной оперы» (типа телесериала «Виртуальная реальность»). Первоначальные страшные угрозы по поводу того, что поколение начала XXI века будет существовать уже в виртуальном мире, который чуть ли не полностью заменит собой реальный, теперь звучат столь же привычно и банально, как время от времени вспыхивающие пророчества о близком конце света, новом Апокалипсисе, по привычке связываемом с завершением века, тем более тысячелетия.
В этом плане особенно знаменательно пересечение двух популярных мотивов в фантастическом фильме «Странные дни» (1995) Кэтрин Бигелоу, который вдруг познал провал. Не добились ожидаемого резонанса другие виртуально ориентированные ленты 1995 года - «Джонни-Мнемоник», «Виртуальный мир» (в оригинальном названии есть игра слов, поскольку Virtuosity - это ещё и «Виртуозность»). А «Газонокосильщик 2» с завлекательным вроде бы подзаголовком «За пределами киберпространства» вовсе не вызвал какого-либо интереса, хотя и первый «Газонокосильщик», открывший, по сути, в 1992 году тему виртуальной реальности, тоже не пользовался большим успехом. Кстати, десятилетием ранее картина «Трон», где впервые был заявлен мотив виртуальности компьютерного мира, всё-таки имела лучший результат.
Не может не возникнуть впечатление, что публика предпочитает, чтобы приём виртуальности или иной «компьютерности» происходящего в кино не был, как говорится, намеренно обнажён, специально подчёркнут, явно афиширован. Если на экране в какой-нибудь очередной серии «Бэтмена» или в фильме типа «Дня Независимости» использованы все достижения современных визуальных эффектов, порождённых компьютерной технологией, если развёртывается на более широком пространстве действие популярной компьютерной игры вроде «Смертельной битвы», это способно вызвать весомый зрительский интерес. В качестве своеобразного исключения виртуальные забавы могут быть косвенно отражены в производственно-эротической драме из жизни служащих крупной компьютерной фирмы («Разоблачение»), что тоже будет воспринято массовой аудиторией. Но как только виртуальность оказывается в центре сюжета, а герои будто путешествуют между двумя мирами - подлинным и вдвойне подлинным (напомним, что в переводе с английского «виртуальный» как раз означает «настоящий», «истинный»), то есть мы поневоле становимся свидетелями зазора, всё-таки существующего между иллюзией и реальностью, это моментально встречается без особого энтузиазма.
Subscribe

  • Вместо нелюбви

    Рецензия написана для ivi.ru Можно предположить, что режиссёрам довольно скучно делать авторимейки, переснимая по-английски те фильмы, которые были…

  • Вцепившись мёртвой хваткой...

    Если только появишься в поликлинике после большого перерыва, то врачи будто бы со злорадством цепляются за тебя мёртвой хваткой - и начинают посылать…

  • "Но музыка - иной субстант"

    Надо мне сейчас составить список музыкальных произведений (не только классических, но и специально написанных) и указать их хронометраж в фильме…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment