На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

"Всё минется, а правда останется"

Предлагаю экспликацию к двенадцатисерийному телефильму «В западне» по мотивам произведений Василя Быкова. В качестве эпиграфа использована фраза из письма Александра Твардовского к Василю Быкову.

Жестокая правда о войне, о которой преимущественно писал Василь Быков на протяжении почти полувека, - это главное, что отличает произведения «Достоевского военной прозы», как кто-то довольно точно определил суть творчества белорусского писателя. Он одновременно принадлежит и русской словесности (поскольку сам чаще всего переводил на русский язык собственные сочинения), и мировой литературе (неслучайно, что в библиотеке Конгресса США быковские творения являются одними из наиболее читаемых среди всех славянских). Обострённые нравственные конфликты, тупиковые ситуации, когда персонажам предстоит сделать подчас мучительный выбор, от которого зависит их личная судьба и жизнь других людей, практически экзистенциальное переживание состояния «в западне» (данное слово обязательно встречается чуть ли не во всех произведениях Василя Быкова - от романов до маленьких рассказов)… Вот то, что поражает в сочинениях Быкова и позволяет воспринимать их как невероятно актуальные, по-настоящему современные.  

При написании сценария двенадцатисерийного телефильма «В западне», естественно, было принято в расчёт, что уже были экранизированы почти два десятка быковских повестей. А те, которые использованы в данной версии, по разным причинам выпали из поля зрения кинематографистов, хотя не менее интересны и даже захватывающи по развитию событий. Эти произведения созданы автором в различные годы - от 1960-го до 2002-го. Однако они выстроены по хронологии происходящего - с первых дней войны до уже послевоенного времени, когда на родину стали возвращаться оказавшиеся в немецком плену (рассказ «Очная ставка»), и даже до начала 60-х годов (рассказ «Народные мстители»), поскольку тема честной расплаты с прошлым не только остаётся по-прежнему значимой, но и перекликается уже с нынешним временем.

Несмотря на то, что прошло более шестидесяти лет после Победы, человеческий и исторический опыт войны всё ещё не осмыслен в той мере, как он этого заслуживает. А нарастание тревожных националистических и фашистских тенденций в современном российском обществе показывает, что сегодняшнее поколение молодёжи мало представляет себе последствия пропаганды человеконенавистнической философии. Основной конфликт тогдашней эпохи - это столкновение индивидуума и бездушной Системы, частной судьбы и катаклизмов Истории. Отдельные люди из противостоящих в войне стран, будучи волей случая сведёнными вместе, даже могут на какое-то время найти взаимопонимание и испытать определённую симпатию (рассказ «Одна ночь»). Однако представители одной нации, поставленные в унизительную ситуацию всеобщего подозрения и недоверия, оказываются гораздо дальше друг от друга и намного враждебнее, что может привести к смертельному итогу (повесть «Болото», рассказ «На болотной стёжке»).

Принципом построения сценария двенадцатисерийного телефильма «В западне» является то, что наряду с литературными персонажами (впрочем, сам Быков признавал автобиографичность многих историй) действует и автор, поначалу - обыкновенный 17-летний паренёк Василь, чудом избежавший расстрела летом 1941 года, а затем - младший лейтенант Василь Быков, не раз раненный на фронте. Причём некоторые из героев переходят из одного сюжета в другой, и иногда тот, кто мог поступать, условно говоря, героически в одной ситуации, потом будет вынужден, оказавшись в более запутанном положении, пойти на подчас губительные для себя компромиссы. Можно вспомнить о том, что Василь Быков определял главный мотив своего «Сотникова» как «трагедию человека, заплутавшего на войне».

Фактически все истории, поведанные в повестях «Фронтовая страница», «Западня» и «Болото», рассказах «Одна ночь», «Утро вечера мудренее», «Очная ставка», «Народные мстители», «На болотной стёжке» и «Короткая песня» (они как раз и вошли составной частью в двенадцатисерийный сценарий «В западне»), это действительно трагичные повествования о судьбах людей, заплутавших или попавших в западню - воюют ли они на фронте, сражаются в партизанских отрядах или же находятся под оккупацией. Военное время всего лишь обострило ситуацию нравственного выбора, перед которым было поставлено целое поколение, испытавшее на себе все тяготы и лишения эпохи тоталитаризма.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments