На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Пойдём цепочкой длинной на "Небо над Берлином"

Сегодня завершается показом "Неба над Берлином" миниретроспектива классических фильмов выдающегося немецкого режиссёра Вима Вендерса. А ещё вчера я поймал себя на мысли, что только-только стал входить в особый ритм существования в темноте кинозала, когда смотришь одну за другой по порядку картины известного мастера кинематографа - и находишь в подобном способе восприятия дополнительные преимущества, обнаруживая своего рода рифмы и переклички в творчестве этого автора.
Конечно, я не мог не вспомнить один из исключительных опытов своей кинозрительской жизни, когда в 1999 году в ныне уже несуществующем Музее кино на Краснопресненской смотрел на ретроспективе японского режиссёра Ясудзиро Одзу и непременно по хронологии тридцать пять его сохранившихся лент. Для Вендерса этот постановщик, которому он посвятил проникновенный документальный фильм "Токио-Га", снятый как раз перед "Небом над Берлином", очень многое значит. И появление имени Ясудзиро в предваряющих титрах следующей картины абсолютно закономерно.
Кому-то может показаться несколько странным, что двое других - Франсуа и Андрей - тоже упомянуты в посвящении "Неба над Берлином". Конечно, ещё свежа была в памяти горечь от преждевременной кончины Трюффо и Тарковского от рака. Но первый из них должен был быть близок Виму Вендерсу как синефил и лирик, и одна из самых пронзительных по интонации сцен в библиотеке также вызывает ассоциацию, например, с финалом "451 по Фаренгейту". А ещё - с соответствующим эпизодом в "Солярисе", где библиотека и картины Питера Брейгеля на стенах - словно хранилище памяти о культуре в частности и о человечестве вообще.

С Андреем Тарковским внутренняя связь у Вима Вендерса гораздо глубже и философичнее по пониманию онтологической природы кино. Идея запечатления времени и его сохранения на экране, уверенная надежда на то, что обязательно найдутся те, кто приходит в зал за потерянным или ещё не приобретённым временем, отношение к кинематографу как к некоему духу, который веет, где хочет, и пребывает в тот момент, когда мы не смотрим или не пересматриваем фильмы, в особом небесном эфире, откуда всё равно продолжает оказывать на нас невидимое, но ощущаемое благотворное и спасительное воздействие... Вот что действительно объединяет и роднит этих мастеров кино.
А в волнующем ожидании нового просмотра "Неба над Берлином" я почему-то припомнил строчки из Арсения Тарковского:

Огнём, как спирт, без тени
уходит по земле,
на память гроздь сирени
оставив на столе.

Subscribe

  • Номинанты «Оскара» в международной категории

    Номинанты «Оскара» в международной категории (средний балл - 5,2) «Ещё по одной» / Druk (Дания-Швеция-Нидерланды, 2020, реж.…

  • Джентльмен в законе

    Рецензия написана для ivi.ru После абсолютно не свойственного ему фильма «Аладдин», созданного по заказу американской кинокомпании…

  • 64 - как в шахматах

    Список тех людей, кого я благодарю в финальных титрах фильма "...и будет дочь" за разные советы и поддержку на всех стадиях: от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments