Мельчаем...
Показал студентам-актёрам в ИСИ на последнем занятии в этом семестре фильм "Презрение" французского режиссёра Жан-Люка Годара по роману итальянского писателя Альберто Моравиа. Но как-то они не восприняли это кино, показавшееся якобы многословным, монотонным и лишённым действия. А главное - даже представительницы женского пола не поняли ту неуловимую смену настроений, что происходит в отношениях супружеской пары - сценариста Поля и молодой машинистки Камиллы, как только оба оказываются вовлечёнными в хитроумные козни американского кинопродюсера, который занят в Италии созданием экранизации "Одиссеи" Гомера.
Мало того, что как бы перекликается современная история ревнивого мужа и его легкомысленной жены с античным мифом об Одиссее и Пенелопе: действительно ли любили друг друга герои Гомера, не сбежал ли Одиссей от собственной супруги, чтобы подольше не возвращаться, ждала ли его возвращения Пенелопа? Но нынешние люди, в отличие от древних, вряд ли способны на поступки, осмысленные и мотивированные реакции - всё тонет в пустопорожних разглагольствованиях практически ни о чём, бесполезных и утомительных выяснениях на тему: "Ну, а ты меня любишь или уже нет?". И как в картине "Путешествие в Италию" Роберто Росселлини, рекламный плакат которой неслучайно висит в кинотеатре, где проходят пробы исполнительницы на роль Навсикаи, между прочим, спасительницы Одиссея, любовь неотвратимо улетучивается в современном браке, когда обе стороны этого союза вполне ненароком проявляют равнодушие и эмоциональную глухость.
Одна из студенток спросила меня: "А почему же в финале погибают именно двое?". Я сходу сообразил, что это своеобразное вмешательство внеположных сил, некоего Deus ex machina, поскольку иное разрешение ситуации невозможно не только потому, что убийство лишь одного из участников образовавшегося "любовного треугольника" (хотя сложно сказать, насколько вообще вероятны взаимоотношения между продюсером и женой сценариста) ничего не даёт, что даже обсуждается дважды по мере развития повествования. Но ведь эти персонажи, увы, не могут сами что-то совершить, сделать какой-либо выбор, включая ничтожный: позволить молодой жене отправиться вместе с продюсером на его "альфа-ромео" или же взять для неё и для себя такси, ехать на Капри или не ехать, переписывать сценарий или нет, сохранять узы супружества или развестись, убить гипотетического соперника или ничего не предпринимать? Так пусть всё идёт своим чередом - пока не произойдёт несчастный случай в автокатастрофе, за чем как будто скрывается сам Рок, ныне тоже измельчавший...
Мало того, что как бы перекликается современная история ревнивого мужа и его легкомысленной жены с античным мифом об Одиссее и Пенелопе: действительно ли любили друг друга герои Гомера, не сбежал ли Одиссей от собственной супруги, чтобы подольше не возвращаться, ждала ли его возвращения Пенелопа? Но нынешние люди, в отличие от древних, вряд ли способны на поступки, осмысленные и мотивированные реакции - всё тонет в пустопорожних разглагольствованиях практически ни о чём, бесполезных и утомительных выяснениях на тему: "Ну, а ты меня любишь или уже нет?". И как в картине "Путешествие в Италию" Роберто Росселлини, рекламный плакат которой неслучайно висит в кинотеатре, где проходят пробы исполнительницы на роль Навсикаи, между прочим, спасительницы Одиссея, любовь неотвратимо улетучивается в современном браке, когда обе стороны этого союза вполне ненароком проявляют равнодушие и эмоциональную глухость.
Одна из студенток спросила меня: "А почему же в финале погибают именно двое?". Я сходу сообразил, что это своеобразное вмешательство внеположных сил, некоего Deus ex machina, поскольку иное разрешение ситуации невозможно не только потому, что убийство лишь одного из участников образовавшегося "любовного треугольника" (хотя сложно сказать, насколько вообще вероятны взаимоотношения между продюсером и женой сценариста) ничего не даёт, что даже обсуждается дважды по мере развития повествования. Но ведь эти персонажи, увы, не могут сами что-то совершить, сделать какой-либо выбор, включая ничтожный: позволить молодой жене отправиться вместе с продюсером на его "альфа-ромео" или же взять для неё и для себя такси, ехать на Капри или не ехать, переписывать сценарий или нет, сохранять узы супружества или развестись, убить гипотетического соперника или ничего не предпринимать? Так пусть всё идёт своим чередом - пока не произойдёт несчастный случай в автокатастрофе, за чем как будто скрывается сам Рок, ныне тоже измельчавший...