На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Лиха беда начало

Мне уже приходилось не раз отмечать с сожалением и грустью, что столько интересных лиц юных исполнителей да и тех, кто постарше, мелькнувших лишь ненадолго на экране, потом пропадают в никуда, порою вообще бесследно. А зрителям они всё-таки запомнились, поэтому и вопрошают где-нибудь в социальных сетях или на киносайтах примерно следующее: «Как бы хотелось увидеть эту актрису в других ролях. Кто знает её дальнейшую судьбу - напишите пару строк». Или же выносят жёсткий приговор: «Мне понравилось / врезалось высказывание одного автора здесь, вроде как: «Сколько девочек разбилось о кинематограф!».
Действительно, немало актёрских судеб даже тех, кто успел более-менее состояться в кино, потом были разрушены по целому ряду причин - как субъективных, так и объективных. И время ушло безвозвратно, и кинематограф явно изменился, и мало кому стали нужны прежние ценности… Одна из зрительниц пишет про молодую актрису, исчезнувшую с экрана в конце 80-х годов: «Очень, очень красивая женщина. Такая улыбка, щёчки с ямочками - просто образец женственности». А кто-то другой (трудно определить пол лишь по нику) отвечает на это: «Потому и не снималась, простите за пошлость :)». И советует другой любительнице былых фильмов и сериалов: «Посмотрите «Лиха беда начало». И всё (мне так мнится) поймёте».
Право же, наши зрители нередко умнее, чем мы о них думаем. И по отношению к Марине Фединой, которая как раз снималась в картине «Лиха беда начало» ещё в возрасте двадцати трёх лет, справедливо не только мнение насчёт «образца женственности», что оказалось, увы, невостребованным позднее. В определённой степени эта, если честно, не бог весть какая лента Свердловской киностудии откликнулась спустя годы в биографии исполнительницы роли поначалу наивной и прекраснодушной выпускницы школы, которая согласилась возглавить бригаду юных девушек-продавщиц в обувном магазине, энергично и максимально ответственно взялась за дело, вступила в конфликт с несколькими начальниками, упорно отстаивая право на честную работу ради достойного удовлетворения запросов покупателей. Федина занимается ныне бизнесом в сфере торговли - и пытается в этой сфере, преодолевая все препоны и подставы, всё-таки остаться на плаву при сохранении своего человеческого достоинства. Познакомившись с сегодняшней «деловой женщиной» уже не на экране, а в реальной жизни, с искренней радостью убеждаешься, что она вряд ли изменила собственной принципиальности и благородности порывов.
К тому же Марина Федина, судя по интересному и увлекательному общению с ней в онлайновом и реальном пространстве, отнюдь не потеряла связей с искусством, в том числе с кинематографом. Мало того, что двое из её троих детей (да и пятнадцатилетняя дочь уже подумывает о поступлении в киношколу) собираются быть причастными к данной области человеческой деятельности. Сама Марина стала сочинять кинороманы и ещё автобиографические истории о том, как впервые появилась на съёмочной площадке «Подростка» (по роману Фёдора Достоевского) девятнадцатилетней студенткой Гнесинского музыкального училища. А ведь режиссёр Евгений Ташков заметил её фотопробу (сказал лишь одну фразу: «Умные глаза») вообще на другом мосфильмовском проекте - многострадальном и так не состоявшемся «Пушкине» Марлена Хуциева, где у Фединой был теоретический шанс предстать на экране молодой Марией Волконской. Кстати, в финале девятисерийного «Михайло Ломоносова», в котором Марина Федина сыграла княгиню Екатерину Дашкову, неоднократно вступавшуюся перед императрицей за этого гениального человека энциклопедических знаний, сообщается о том, что среди потомков Ломоносова - приходящаяся ему правнучкой Мария Волконская.
Жаль, что там не было упомянуто в сцене последнего визита Дашковой к умирающему учёному-творцу о последовавшем вскоре её вынужденном отъезде за границу. Как случалось не раз в личной жизни Фединой вне кинематографа, она косвенно повторяла какие-то из деталей биографии своих персонажей. После внезапной смерти первенца (увы, перекличка с судьбой Лизы из «Подростка») ушла в начале 90-х из Театра киноактёра, где была плотно занята в репертуаре, уехала с мужем в Германию на несколько лет. Однако поставила там с обычными русскими людьми, живущими в небольшом немецком городке, спектакль «ОБЭЖ» по известной комедии югославского драматурга Бронислава Нушича. Мне довелось посмотреть видеозапись этого вроде бы любительского по статусу сценического действа. И если поначалу кажутся непрофессиональные исполнители всё-таки скованными или, напротив, излишне жестикулирующими, хлопочущими лицом (на их фоне, разумеется, выделяется в лучшую сторону сама Марина, играющая роль дочери главной героини), то затем они втягиваются в происходящее, играют точнее и выразительнее, особенно в эпизоде планируемого концерта, где и режиссура становится по-настоящему искромётной. Остаётся только пожалеть, что Марина Федина в дальнейшем не получила возможность вновь проявить свой режиссёрский дар, причём в комедийном жанре.
На экране-то она чаще всего выступала в романтическо-лирическом или мелодраматическом амплуа (особенно в музыкальных лентах «Дело за тобой!» и «Люби меня, как я тебя»), да и в более драматических ролях зрители неслучайно отмечали миловидность и женственность героинь. «Такая красивая, нежная и милая девушка! Почему-то не снимается уже лет 30. Запомнила её по фильмам «Подросток» в роли Лизы, «Михайло Ломоносов» в роли княгини Воронцовой-Дашковой, а также по фильму, где она играла молоденькую продавщицу обувного магазина в паре с молодым Домогаровым». «В «Ломоносове» веришь, что Дашкова переживает за Михаила, пытается помочь и помогает. Хорошая актёрская игра, аристократично, выдержанно, очень мило. Спасибо Марине за Дашкову, это точно, что Марина Федина своей внешностью и исполнением улучшила Дашкову!». «Смотря фильм «Михайло Ломоносов», я невольно склоняюсь к мысли, что Дашкова - это умнейшая женщина России, будущий президент Академии наук, и очень, ОЧЕНЬ хороша собой. Актриса так шикарно сыграла, что уже лет 20, слыша название фильма, невольно вспоминаешь красотулю Марину Федину, очень талантливую, милейшую женщину. ПОТРЯСАЮЩЕ! СПАСИБО!». И ещё один зритель заключает: «Марина, когда мы увидим вас в Вашем новом фильме? Так хочется хорошего кино...».
При личной встрече с Мариной Фединой я не удержался, конечно, от вопроса о том, не хотелось ли бы ей вернуться на экран, как это сделала после десятилетнего перерыва Татьяна Ташкова, с которой она была дружна при жизни режиссёра Евгения Ташкова, как и поныне - с его старшим сыном Андреем Ташковым, партнёром по «Подростку». Марина ответила, что вовсе не стремится появляться в малоинтересных современных картинах и сериалах - тем более после классических и исторических ролей, сыгранных в юности.
А ведь и взаправду - специально пересматривая через тридцать с лишним лет «Подростка» и «Михайло Ломоносова», неоспоримо убеждаешься, насколько воздействует это кино на мысли и чувства спустя многие годы, как тонко, деликатно и проникновенно существуют актёры на экране, умея солировать, когда нужно, или просто быть в общем ансамбле, молчать и лишь взглядом демонстрировать свою реакцию на происходящее, когда вдохновенно играют другие. Между прочим, у Фединой немало подобных моментов есть и в других картинах - допустим, в «Ловкачах» того же Евгения Ташкова, который однажды поверил умным глазам дебютантки и настоял на её утверждении в «Подростке», так и потом занял в спектакле в Театре киноактёра, позже экранизированном уже на натуре, в одном из железнодорожных посёлков. У Ташкова была репутация «актёрского постановщика», способного открывать новые таланты или же иначе раскрывать индивидуальности прославленных исполнителей. К чести Марины Фединой, она без робости и зажима вписывается в «круг знаменитостей» (а за этим стоит, как выясняется, не только природный дар, пестуемый умным режиссёром, но и большая подготовительная работа, зачастую проделанная по собственному желанию - перелопаченные книги о Достоевском или ещё не опубликованная переписка Дашковой, прочитанная по специальному разрешению в Библиотеке имени Ленина).
Развивая подброшенную мною идею по поводу перекличек между судьбами персонажей и жизнью актрисы, Федина чуть в шутку отметила, что вот стала теперь общественной деятельницей на ниве искусств, как Дашкова, поскольку занимается проведением кинофестиваля в Орле под названием «Отцы и дети» (естественно, с намёком на роман Ивана Тургенева, орловца по рождению). Я в ответ пожелал, что тогда уж надо расти дальше - до должности президента Академии наук. Как говорится, лиха беда начало!

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рей, да не тот

    После знакомства с полной фильмографией одного Рея (хотя правильно по-бенгальски он - Рай) я смотрю ныне все ленты американского режиссёра Николаса…

  • Напугали до потери сознания!

    Два часа назад вдруг отключился Интернет. Начал звонить в Службу поддержки. Там меня огорошили известием, что из-за проводимых на линии работ вообще…

  • Калина ещё не вызрела

    Катя Мцитуридзе в своём блоге в Фейсбуке по случаю дня рождения Василия Шукшина написала об успехе отреставрированного фильма "Калина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment