На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Пегасу требуется кнут

Фильм Whiplash, чьё название перевели у нас как «Одержимость», хотя я предпочитаю именовать его иначе: «Под кнутом», может предполагать самые разные трактовки, что как раз свидетельствует о глубине и объёмности замысла молодого американского сценариста и режиссёра Дэмиена Шэзелла, которому было 27 лет в момент создания первоначальной короткометражки, а полную версию он снял через год. Кстати, любопытно ознакомиться с исходной лентой после того, как удалось посмотреть итоговый вариант - можно сказать, видно невооружённым глазом, насколько вырос автор картины не только в профессиональном плане, но именно с точки зрения постижения сути творчества.
Поскольку это произведение начинающего кинематографиста, которого вполне можно сопоставить с главным героем, юным музыкантом Эндрю, играющим на ударных инструментах в джазовом оркестре под управлением властного, своенравного, порою жестокого и беспощадного дирижёра Флечера, временами откровенно издевающегося над воспитанниками, но прежде всего одержимого тем, чтобы было сыграно не просто, как надо, а абсолютно идеально, раскрывает «кухню» творческого процесса. Он подчас мучительный и изматывающий, доводящий до отчаяния и чувства опустошённости, однако в редкие мгновения - неизмеримо прекрасный и неведомо волшебный. И как раз важно и принципиально, что изнурительность столь тяжкой работы в искусстве связана с музыкой, тем более - с джазом, где вроде как больше ценятся импровизационность и свободный полёт творческой фантазии, чувство драйва и кайфа всего лишь от того, что собрались вместе несколько исполнителей и наяривают на инструментах в собственное удовольствие.
Лента «Под кнутом», помимо далеко простирающихся аллюзий (для кого-то значима перекличка с тем, как некогда учили нас в школе, или как теперь продолжают учить уже наших детей и внуков; а кому-то приходят на ум ассоциации не только, допустим, со «Славой» Алана Паркера, но и с «Репетицией оркестра» Федерико Феллини, где имеются предостерегающие антитоталитарные мотивы), является лично для меня удивительным примером самоотдачи и своего рода самопожертвования в созидательном порыве собственного самовыражения. Терпение и труд - вот что требует от музыкантов неистовый дирижёр в блистательном исполнении Дж.К. Симмонса, который заслуживал «Оскара» не во второплановой, а в главной мужской роли (кстати, он же играл и в короткометражке, а вот парень-барабанщик был другим, менее выразительным в своей покоряющей увлечённости музыкой, нежели Майлз Теллер в полном варианте). Терпение и труд - это тот неизбежный крест, который обязан нести каждый из желающих осознанно и самоотречённо заниматься каким-либо видом творчества.
А без подобного художественного исступления, когда практически всё должно быть положено на алтарь искусства, вряд ли следует вообще предаваться якобы легкомысленному времяпрепровождению, беспечному развлечению себя и других, нарциссическому и гедонистическому стремлению упиваться собственным желанием что-то творить, как это понимают многие из тех, для кого удовольствие превыше всего. И то, что надо немало помучиться, работая в поте лица, воспринимается ими как досадная и даже ненужная составляющая процесса превращения летучего вдохновения в нечто материально оформленное. Оказывается, придётся понукать Пегаса кнутом!
Ещё в молодости я написал «программное стихотворение», которое решусь процитировать:
На свете есть одна отрада -
ежесекундная работа:
до боли в сердце, до припадка,
до отвращенья - неохота!,
и до отчаянья - «не надо!»,
до воспалённых глаз, до рвоты…
Но мне дана одна отрада -
Её Величество Работа.

Subscribe

  • А у них - почти общий день рождения

    Надеюсь, что Ольга Арефьева не обидится. Ведь ей очень понравился семь с половиной лет назад наш котик по кличке Кисик - сразу же захотела с ним…

  • И в 81 год можно стать новым режиссёром!

    Очень удивился, обнаружив в программе ещё прошлогоднего МКФ в бразильском городе Сан-Паулу, посвящённой именно новым режиссёрам, имя 81-летнего…

  • Не только грустит, но и улыбается

    Моя бывшая студентка Анна Шеина играет как бы две роли в фильме "Любовь зимой". И если одна её героиня грустит и даже готова заплакать, то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments