На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Советский доктор Фаустус

Почти до шести утра смотрел более чем двухчасовой документальный фильм "Сурков. Отражения", ссылку на который мне любезно прислал на электронную почту Артём Деменок. К стыду своему, я даже и не знал, что Артём, которого я помню ещё юным студентом киноведческого факультета ВГИКа, приехавшим в Москву из Владивостока, уже десяток лет снимает в Германии документальные ленты, как правило, о деятелях культуры (и всего на его счету - 13 работ).
Хорошо, что хоть кто-то (пусть даже не из числа прямых учеников Евгения Даниловича) создал честное и умное кино об этой поистине трагической фигуре советской культуры, явно попавшей не в своё время. Несмотря на все принимаемые соблазны власти и изощрённые игры с господствующей системой, он упрямо не вписывался из-за своей невероятной талантливости и энциклопедичности знаний в унылую номенклатурную структуру.
Этот своего рода дьявольский договор с режимом может напомнить и сделку Фауста с Мефистофелем, и то, как Адриан Леверкюн заключил вроде как исключительно ради искусства собственный губительный контракт. Но, пожалуй, точнее всего в финале фильма "Сурков. Отражения" один из его воспитанников, азербайджанский киновед и режиссёр Аяз Салаев, сопоставляет добровольный уход Суркова из жизни с тем, как тема смерти (в том числе - гибели культуры) трактуется в других произведениях Томаса Манна - "Смерть в Венеции" и "Волшебная гора", а ещё в столь же томасоманновском по духу "Семейном портрете в интерьере" Лукино Висконти.
И всё-таки мне было действительно приятно спустя 42 года после первой встречи с Евгением Даниловичем вновь видеть и слышать его. Обаяние этой неоднозначной личности передано на экране мастерски!

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments