На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Венецианский нуар

Конечно, дело не только в том, что Орсон Уэллс был вынужден в тех случаях, когда в большей степени ориентировался на коммерческое кино, использовать сюжетные и стилевые конструкции жанра film noir - как в лентах «Леди из Шанхая» и «Печать зла», где это очевиднее, но и в картинах «Чужестранец» и «Мистер Аркадин» / «Тайное досье». Куда невероятнее, что нуар вдруг начинает просвечивать в его очередной экранизации Шекспира: вслед за «Макбетом» - «Отелло». И это проявляется неожиданно в манере съёмок, подчёркнуто экспрессивной по сопоставлению или вообще противопоставлению света и тени, а также по острым ракурсам и созданию довольно тревожной атмосферы действия, словно перед нами - типичный триллер, повествующий о том, как ревнивый муж, поддавшись россказням злых наушников, решил убить молодую жену, абсолютно невинное и чистое создание. Между прочим, и нарративный ход с опережающими сценами величественно-трагических похорон убиенной Дездемоны соответствует в каком-то плане способу экранного рассказа в нуарах, когда мы заранее знаем, что произошло, а уж потом становимся свидетелями того, с чего всё началось и как это на самом деле случилось.
Необычность уэллсовского «Отелло», снимавшегося долго и трудно, с большими перерывами и с неоднократной заменой исполнителей, заключается ещё и в том, что венецианская, шире - средиземноморская история воспринимается, скорее всего, в каком-то северном воплощении на экране, будто это экранизация «Гамлета» или «Короля Лира». Кстати, можно отметить мимоходом, не имея точного подтверждения, что Григорий Козинцев видел эту версию «Отелло» - в его экранизациях двух вышеупомянутых трагедий Шекспира ощущается некая стилевая перекличка, в первую очередь, по строгости и выверенности чёрно-белого изображения. Фильм Орсона Уэллса снимали в разное время пять операторов, из которых наиболее известен итальянец Альдо Грациати, причастный к созданию неореалистических шедевров «Земля дрожит», «Чудо в Милане» и «Умберто Д.». Другой знаменательный факт - лента «Отелло» разделила главный приз Каннского кинофестиваля с итальянской неореалистической картиной «Два гроша надежды» Ренато Кастеллани. Но даже и без знания этого можно было бы сравнивать уэллсовское творение про венецианского мавра с некоторыми произведениями неореализма именно по линии своеобразной графичности отображения действительности на экране - допустим, с «Хроникой одной любви» Микеланджело Антониони, хотя сюжетно и жанрово напрашивается сопоставление с «Одержимостью» Лукино Висконти, имеющей как раз прямую связь с нуаром в литературе (создана по роману «Почтальон всегда звонит дважды» Джеймса М. Кейна).
Так что по целому ряду признаков получается, что этот вариант «Отелло» (если его к тому же воспринимать по контрасту с прежде виденной, пусть и позже снятой версией Сергея Юткевича, какой-то праздничной и даже ренессансной по духу не только из-за буйства цвета) - своего рода неореалистический нуар, очищенно трагический и изощрённо лаконичный не по одной лишь причине недостатка средств. Экономность, если не сказать - бедность, вообще пошла на пользу фильму Орсона Уэллса, который ведь нередко страдал от своего неуёмного желания браться за практически неосуществимые проекты и многие из них так и не доводить до конца из-за неспособности ограничивать себя в свободном полёте вдохновения.
Subscribe

  • Джентльмен в законе

    Рецензия написана для ivi.ru После абсолютно не свойственного ему фильма «Аладдин», созданного по заказу американской кинокомпании…

  • 64 - как в шахматах

    Список тех людей, кого я благодарю в финальных титрах фильма "...и будет дочь" за разные советы и поддержку на всех стадиях: от…

  • Много Болля не бывает?

    Один из читателей решил заказать мне вторую рецензию на какой-либо из фильмов Уве Болля на выбор: "Дорфур", "Освенцим" и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments