Необычность уэллсовского «Отелло», снимавшегося долго и трудно, с большими перерывами и с неоднократной заменой исполнителей, заключается ещё и в том, что венецианская, шире - средиземноморская история воспринимается, скорее всего, в каком-то северном воплощении на экране, будто это экранизация «Гамлета» или «Короля Лира». Кстати, можно отметить мимоходом, не имея точного подтверждения, что Григорий Козинцев видел эту версию «Отелло» - в его экранизациях двух вышеупомянутых трагедий Шекспира ощущается некая стилевая перекличка, в первую очередь, по строгости и выверенности чёрно-белого изображения. Фильм Орсона Уэллса снимали в разное время пять операторов, из которых наиболее известен итальянец Альдо Грациати, причастный к созданию неореалистических шедевров «Земля дрожит», «Чудо в Милане» и «Умберто Д.». Другой знаменательный факт - лента «Отелло» разделила главный приз Каннского кинофестиваля с итальянской неореалистической картиной «Два гроша надежды» Ренато Кастеллани. Но даже и без знания этого можно было бы сравнивать уэллсовское творение про венецианского мавра с некоторыми произведениями неореализма именно по линии своеобразной графичности отображения действительности на экране - допустим, с «Хроникой одной любви» Микеланджело Антониони, хотя сюжетно и жанрово напрашивается сопоставление с «Одержимостью» Лукино Висконти, имеющей как раз прямую связь с нуаром в литературе (создана по роману «Почтальон всегда звонит дважды» Джеймса М. Кейна).
Так что по целому ряду признаков получается, что этот вариант «Отелло» (если его к тому же воспринимать по контрасту с прежде виденной, пусть и позже снятой версией Сергея Юткевича, какой-то праздничной и даже ренессансной по духу не только из-за буйства цвета) - своего рода неореалистический нуар, очищенно трагический и изощрённо лаконичный не по одной лишь причине недостатка средств. Экономность, если не сказать - бедность, вообще пошла на пользу фильму Орсона Уэллса, который ведь нередко страдал от своего неуёмного желания браться за практически неосуществимые проекты и многие из них так и не доводить до конца из-за неспособности ограничивать себя в свободном полёте вдохновения.
