На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Category:

Критик превращается в "интеллектуального ритейлера"

Ответы на вопросы для дипломной работы Кристины Кузьминовой о кинокритике

1. Что такое кинокритика сегодня? Изменилась ли её общественная функция? Изменились ли её роль и значение?

Поскольку изменилась в стране общественная формация, да и роль искусства, особенно кино, которое как бы стало меньше, чем кино (а раньше оно было больше, чем кино!), перестало быть значимым не только для власти, но и для обычного населения, то вполне естественно, что и кинокритика уже не может считаться действительно важной и необходимой профессией. Если раньше она претендовала на то, чтобы быть своего рода связующим звеном между творцами и зрителями, выполняя, помимо культуртрегерской, просветительской, воспитательной функции и формирования художественного вкуса, ещё и задачу своеобразной саморефлексии искусства, то есть постижения того, что создано авторами, ныне становится более прикладной по своему характеру, значительно привязанной к рекламированию и продвижению разнообразной кинопродукции. Причём обслуживающая роль кинокритики проявляется на различных уровнях: кто-то занимается пиаром фестивальной деятельности, кто-то напрямую причастен к созданию ажиотажа (бывает, что и не столь важно - положительного или отрицательного свойства) вокруг фильмов, выходящих в прокат, кто-то делает себе имя за счёт публичных выступлений на любые темы в реале или в онлайне. Общим для всех, к сожалению, является одно: ориентация в большей степени на сиюминутность восприятия кинопроцесса без особого желания рассматривать отдельный фильм не сам по себе, а в широком контексте - кинематографическом, культурном, историческом, как в ретроспективном плане, так и в перспективном. Нынешняя кинокритика сильнее всего озабочена лишь тем, что происходит «здесь и сейчас».

2. Какова степень востребованности критики? Формирует ли критика общественное мнение? Претендует ли она на эту роль?

Прежде всего востребована та критика, которая вроде как способствует продаже товара и сама способна продавать себя. Но если сравнивать с прежними временами, вряд ли можно говорить о том, что теперь к критикам прислушиваются, с их мнением считаются - и творцы, и зрители. Критика в основном воспринимается как назойливый довесок к предлагаемому продукту, без чего будто бы нельзя вообще обойтись, поскольку принято рекламировать и продвигать кем-то созданное. Критик превращается в своеобразного «интеллектуального ритейлера» или обыкновенного зазывалу, который должен всеми способами заманить зрителей на площадное представление, вероятно, не стоящее этого.

3. Согласны ли Вы с тем, что сейчас кинокритикой часто занимается непрофессиональные критики? Если да, то каково Ваше отношение к этому? Ведет ли это к какому-то развитию или, наоборот, к исчезновению кинокритики как профессии?

Широкое распространение Интернета как раз привело к тому, что ныне может писать о кино или вести популярные видеоблоги кто угодно и как угодно. Большинство профессиональных критиков испытывают явное предубеждение или просто недоверие к онлайновым ресурсам, хотя нужда, как говорится, заставляет переходить от резко сокращающегося поля печатной продукции именно в виртуальное пространство. Однако в Сети эти критики (как и авторы, привыкшие к своего рода пиетету по отношению к творцам) испытывают на себе всю тяжесть «обратной связи», вынужденные напрямую общаться с читателями и зрителями, которые далеко не всегда готовы принять чужое мнение в приличествующей форме. Также происходит стихийное размывание профессии кинокритика и утрата каких-либо внятных художественных критериев. А желание как-то угодить обывателю в Интернете и согласиться, в конце концов, с железным доводом, что о вкусах не спорят, приводит к дискредитации самого принципа осмысления искусства благодаря критике.

4. Изменилась ли степень невостребованности профессии за последние 10/20 лет и в какую сторону?

Степень невостребованности профессии, разумеется, сильно изменилась в последние десятилетия в худшую сторону, потому что остаётся все меньше и меньше, условно говоря, тех площадок, где критик мог бы высказывать своё профессиональное мнение. Переориентация печатных изданий на Интернет вовсе не сопровождается особым увеличением тех культурных ресурсов, в том числе узко кинематографического плана, которые хотелось бы иметь в надлежащем количестве. Опять же мешает этому не столько присутствие в Сети немалого числа непрофессионалов, сколько взятый курс на более рекламный или скандально-ажиотажный характер публикуемых материалов. Сфера «около кино» или «вокруг кино» оказывается куда важнее, чем сам кинематограф, тем более в историческом разрезе. Профессии историка кино или киноведа широкого профиля становятся практически бесполезными.

5. Есть ли у кинокритики шанс перейти из разряда хобби в работу, приносящую финансовую прибыль? Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы это произошло?

Так называемая монетизация кинокритики происходит только в фестивальном движении, рекламно-менеджерском обслуживании текущего кинопроцесса и чтении лекций в расплодившихся киношколах. Круг коммерчески успешных лиц явно незначителен, и он составлен в какой-то степени по клановому принципу, пусть и не всегда проговариваемому на вербальном уровне. Сложившаяся ситуация вряд ли изменится в ближайшие двадцать лет. Это непосредственно связано с функционированием киноотрасли как таковой. Собственно говоря, её и не существует в классическом понимании вот уже четверть века, потому что кинопроизводство без продуманной системы проката, постоянного обновления творческих кадров за счёт прихода молодого поколения, а также всевозможных форм осмысления кинематографического процесса, включая кинокритику, фактически является выбрасыванием денег на ветер, движением на холостом ходу.

6. Какие направления и виды кинокритики в России Вы видите наиболее перспективными?

В нынешних условиях трудно назвать какие-то направления и виды кинокритики наиболее перспективными. Но всё-таки надо стараться честно и увлечённо заниматься своим делом. Писать в Интернете, тесно общаться с читателями и зрителями как в онлайне, так и в реале, в том числе в открывающихся повсюду киноклубах, что как раз свидетельствует о желании публики не только смотреть фильмы, но и вживую обсуждать их. Ну, и пытаться по старинке всё же выпускать книги о кино. То есть следует по возможности выполнять свою культуртрегерскую функцию. И надеяться, что когда-нибудь это принесёт ощутимую пользу.
Subscribe

  • Лучше позже, но лучше

    Уже во втором часу ночи отправил сценарий первых четырёх серий тому режиссёру, которого я также хотел бы видеть в качестве художественного…

  • И просто подарок для звукорежиссёров

    Переделывая давний сценарий сериала по произведениям выдающегося писателя, я только сейчас, уже имея некоторый опыт общения со звукорежиссёрами в…

  • Хотя бы День российского кино отметим

    Только что сообщили мне, что международный кинофестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского состоится именно в офлайновом режиме и пройдёт…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Лучше позже, но лучше

    Уже во втором часу ночи отправил сценарий первых четырёх серий тому режиссёру, которого я также хотел бы видеть в качестве художественного…

  • И просто подарок для звукорежиссёров

    Переделывая давний сценарий сериала по произведениям выдающегося писателя, я только сейчас, уже имея некоторый опыт общения со звукорежиссёрами в…

  • Хотя бы День российского кино отметим

    Только что сообщили мне, что международный кинофестиваль "Зеркало" имени Андрея Тарковского состоится именно в офлайновом режиме и пройдёт…