На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

«Цель творчества - самоотдача»

Всё же затруднительно написать об израильском фильме «Примечание» 42-летнего Джозефа Седара таким образом, чтобы не раскрыть сюжетную тайну второй половины повествования - то есть поневоле оказываешься как бы в ситуации сына главного героя, тоже профессора университета, посвятившего свою жизнь изучению и трактовке Иерусалимского Талмуда. Уриэль Школьник более признан в научном мире и уже выбран в академики, а вот его отца Элиезера Школьника почему-то обходят наградами и званиями, хотя он кропотливо и самоотверженно продолжает собственные исследования, являясь, по всей видимости, неудобным для многих педантом и чересчур принципиальным учёным, вообще въедливым и неуживчивым человеком, что не может не отразиться на отношениях не только с коллегами, но и с сыном, который к тому же оказывается своего рода соперником, забирая себе всё внимание студентов, общественности, медийных ресурсов. Школьник-старший так и остался бы в представлении других учёных «ходячим примечанием», которого однажды упомянул мельком и мимоходом крупнейший специалист в области изучения Талмуда, если бы не один парадоксальный случай…
Кстати говоря, и ленту Седара, вдруг попавшую в конкурс Каннского кинофестиваля, где она удостоилась приза за сценарий, а потом номинированную на «Оскар» в лучшей пятёрке иностранных картин, тоже можно посчитать скромнягой-трудягой вроде главного героя, который неожиданно вызвал немалый интерес. Ведь поначалу действие «Примечания» разворачивается довольно обыденно и явно неторопливо, а манера подачи кинематографического материала, скорее, напоминает телевизионную практику, поскольку крупные планы зачастую статичны и продолжительны по хронометражу, а лица на заднем плане намеренно даны вне фокуса, что производит впечатление сиюминутного репортажа с места событий, вовсе не прошедшего стадию последующего монтажа.
Но действительно любопытный и интригующий поворот сюжета, а главное - точные психологические характеристики в поведении разных персонажей, включая двух основных, которые становятся по воле судьбы своеобразными антагонистами, призванными чуть ли не ненавидеть друг друга, всё это позволяет отнестись к четвёртому по счёту игровому фильму Джозефа Седара (между прочим, он - сын Хаима Седара, лауреата премии государства Израиль, что отчасти перекликается с историей, рассказанной в «Примечании») более благосклонно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment