На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Когда надежды были большими

Действительно интересно пересматривать фильм «Большой каньон» Лоренса Кэздана спустя четверть века после первого знакомства с ним. С одной стороны, обнаруживается дополнительный контекст перспективного плана. А с другой (что даже важнее), выясняется: насколько изменилось с тех пор американское кино, став по большей части механистичнее, худосочнее и безжизненнее.
Дело не только в том, что в творчестве самого Кэздана - это последняя хорошая картина, поскольку в дальнейшем он стал снимать всё хуже и хуже. Проблески кинематографического таланта ещё мелькают в ряде мощно и убедительно поставленных сцен во второй половине «Уайэта Эрпа» (1994), который лишь пытается быть эпическим вестерном, но порою мало чем отличается от сериальной продукции. А уж в других житейских семейно-бытовых историях, созданных вроде бы на манер «Большого каньона» («Мамфорд» и «Самый близкий друг»), режиссёр скатывается до «низкого мелодраматизма», если так определить это по контрасту с впечатлениями от лент «Большое разочарование» и «Случайный турист», где несомненно наличие «высокой мелодрамы».
Куда знаменательнее иное: потеря современными американскими кинематографистами того редкого ощущения живого, душевного, человечного кино, вдобавок обладающего приметами романного мышления, что присутствовало, например, в работах Роберта Олтмена ещё в 70-е годы, но более явно было оформлено вскоре после появления кэздановского «Большого каньона» - в «Игроке», «Коротком монтаже» и «Готовом платье», а нашло замечательное завершение в «Магнолии» Пола Томаса Андерсона. Кстати, весьма показательно, что и «Большой каньон», и «Магнолия» удостоились главных премий на Берлинском кинофестивале, где ещё раньше звание лауреата досталось «Потокам любви» Джона Кассаветеса. Так что можно считать, что там вовсю старались поддержать именно разветвлённые сюжетные конструкции, многофигурные по составу персонажей и наполненные вроде бы необязательными наблюдениями за быстротекущей американской действительностью.
Причём для Лоренса Кэздана фильм «Большой каньон» является в каком-то плане ключевым в творчестве (пусть и не самым лучшим) ещё и потому, что в знаковом возрасте 42 года он не стремился создать свой вариант «8 1/2» или развить успех типичной «поколенческой исповеди», как это было в «Большом разочаровании», наиболее личном произведении режиссёра, а хотел выйти за пределы очерченного круга собственного существования и постараться собрать своеобразную мозаику бытования самых разных людей в Лос-Анджелесе начала 90-х годов. Подобно одному из героев в исполнении Кевина Клайна (между прочим, этого почти ровесника Кэздана можно признать в качестве его альтер-эго, поскольку снимался в шести из одиннадцати картин), автор начинается тяготиться замкнутостью своего мира и тянется к тем, кто прежде был неведом и, вероятно, даже чужд по менталитету. Оказывается, найти родственную душу можно где угодно и в ком угодно, пусть и приписав это неким причудам судьбы, внезапно сводящей вместе непохожих людей.
И вообще это «раскрытие вовне», преодоление собственной интровертности ради обнаружения привлекательности экстравертного образа жизни неожиданно проявляется также в том, как по мере развития действия мы испытываем всё большую симпатию к персонажам, они становятся нам ближе и дороже, а повествование непроизвольно приобретает обобщающий характер моментального среза эпохи, когда ещё оставались большие надежды, всё-таки позволяющие избавиться от комплекса «большого разочарования». И открытый во всех смыслах финал, снятый на уступах Большого каньона, словно позволял искренне увериться в том, что всё будет хорошо. ОК, одним словом! «Американская мечта» по-прежнему оставалась реально достижимой.
Если же посмотреть сравнительно недавние ленты - «Самый близкий друг» того же Лоренса Кэздана, «Звёздную карту» Дэвида Кроненберга или «Каньоны» Пола Шредера, то разочарование будет не просто большим, а великим!
Subscribe

  • Только оценки (4 августа 2021 года)

    8 «Джонни-Гитара» / Johnny Guitar (США, 1954, реж. Николас Рей) 7,5 «Рожденная быть плохой» / Born to Be Bad (США, 1950,…

  • Искренность на грани кича

    Французский режиссёр Леос Каракс, который отметил в конце прошлого года своё шестидесятилетие, снимает крайне редко после трёх первых картин: начиная…

  • И когда сено косят, а рожь убирают

    Продолжая заниматься сценарием большого сериала, поневоле пытаешься определить месяц, когда происходит действие той или иной серии, чтобы обозначить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments