На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Родина электричества

Как ни странно (а может, вполне закономерно), что при повторном просмотре фильм «Электричество (Хочу умереть)» Вениамина Тронина, кинематографиста из Глазова, города в Удмуртии, воспринимается уже не столь весело, в стиле эксцентрического и фарсового народного лубка - то есть в традициях ранних комедий Александра Медведкина. Кстати, любопытно, что Тронин проделал будто обратный путь по сравнению с тем, что произошло в творческой биографии Медведкина, вынужденного впоследствии перейти от игрового кино к документальному. Автор «Электричества» ранее снимал остропроблемные ленты о действительности, а тут вдруг поменял резко свои эстетические предпочтения, хотя отголоски документального прошлого всё-таки присутствуют в его инсценированной короткометражке - в виде фотографий или благодаря звуковой партитуре.
Между прочим, напрашивается также сопоставление и с тем, как не только уживались друг с другом, но и активно взаимодействовали в кинематографе Элема Климова его неиссякаемая тяга к демонстративному остранению любого материала, порой доведённого до абсурдистского уровня, и явный интерес к хронике, подлинно запечатлённой или же искусно стилизованной, а ещё у этого режиссёра могли соседствовать откровенно комические и поистине трагические моменты происходящего. Вот у его жены, невероятно талантливой Ларисы Шепитько, пожалуй, не хватало такого трагифарсового восприятия реальности, что чувствуется, например, в чересчур строгой и очищенной от всего лишнего экранизации рассказа «Родина электричества» Андрея Платонова.
Думаю, что миниатюрный рассказ «Умирает старик», послуживший первоосновой для картины Вениамина Тронина, был бы куда логичнее именно для Платонова, а авторство Михаила Зощенко может показаться тем более неожиданным, поскольку мы не привыкли воспринимать этого писателя вне сатирической традиции. Коротенькая зарисовка, сделанная им вроде как с натуры, по впечатлениям от реального случая в деревне, свидетелем чего он оказался в 1918 году, является хоть и странноватой, но в какой-то степени бытовой. А создатель «Электричества», существенно развивая и дополняя исходный сюжетный костяк массой всевозможных деталей, в том числе эксцентрических, умудряется сохранить щемящее ощущение неизбежного ухода из жизни не какого-то отдельного старика, а словно целой эпохи, которая существовала с наивной и совершенно детской мечтой, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны».
Впрочем, электричество связано в данной житейской байке ещё и с пикантными (но вполне трогательными и даже умиляющими) подробностями - и особенно впечатляюще действует решённая чисто кинематографически, истинно поэтическая сцена из ретроспекций с молодкой на зерновом току, когда проливается пшеничный дождь на её полуобнажённую фигуру. И ещё более раннее воспоминание из пионерского детства тоже связано с электричеством и самой первой влюблённостью. Умирающий как будто цепляется за электрические всполохи угасающей реальности - и жизнь длится до тех пор, пока продолжает бежать по капиллярам мозга и по венам пульсирующий ток счастливых ощущений из минувшего.
Но больше всего мне жаль, что столь необычное и удивительное по манере и по атмосфере кино практически никого не заинтересовало из отборщиков российских и международных фестивалей, а у кого-то даже вызвало необъяснимое раздражение и плохо скрытую агрессию. Светлая и очищающая печаль неизбежного ухода в небытие конкретного человека и всей казавшейся могущественной советской империи может быть принята в лучшем случае с недоумением, а бессловесная, почти клоунская (недаром все герои - рыжие!) реакция домочадцев на находящегося при смерти старика (по мне - так это разыграно непрофессиональными исполнителями под руководством режиссёра мастерски и с редким чувством ёрнического стиля, не скатывающегося к самодеятельной безвкусице) вообще встречается презрительно и даже хамски, если судить по некоторым откликам. Впрочем, на предварительном просмотре в Глазове осенью 2015 года публика смеялась от души.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments