"А вдобавок успевшее народиться сознание «новой исторической общности - советского народа» лишилось такой мощной составляющей, как ощущение всемирного могущества великой страны, которая десятилетиями находилась в состоянии высокого паритета в том биполярном политическом мироустройстве, что возникло после второй мировой войны. Ведь противостояние СССР и США как совершенно разных общественных систем, которое порой приводило к существованию на зыбкой грани ядерной катастрофы и постоянно сопровождалось локальными военными конфликтами в удалённых точках планеты, на самом-то деле являлось формообразующим фактором для современного мирового порядка, державшегося (отнюдь не так, как себе представляли некоторые древние мыслители) именно на «двух китах»
социально-политического динамического равновесия. Крушение (точнее было бы сказать - вынужденная аннигиляция, своего рода эвтаназия в государственном масштабе) надорвавшейся в вечной погоне за Америкой, зачахшей и ставшей смертельно больной советской империи обернулось резким дисбалансом в идейном, экономическом, культурном и нравственном пространстве Земли, которая как бы сместилась со своей оси, потеряв один из полюсов.
Мир оказался однополярным, утратившим собственную дихотомию в непрекращающейся борьбе Добра и Зла, Света и Тьмы, что в фантазийно-мифологическом плане как раз и было преподнесено ещё 27 лет назад в «Звёздных войнах» Джорджа Лукаса, идею которого не зря подхватила администрация Рональда Рейгана в тогдашнем соперничестве с уже вступающим в эпоху застоя партократическим и геронтологическим режимом Леонида Брежнева. И не этот ли случившийся слом былого мироустройства, где чёрное и белое если не поменялись местами, то слились друг с другом в результате диффузии (что, кстати, и предсказывали теоретики конвергенции социализма), подсознательно схвачен на допотопно-примитивном уровне «мистической дворовой байки» в вызвавшем столь непостижимый зрительский резонанс российском «Ночном дозоре» Тимура Бекмамбетова по сценарию писателя Сергея Лукьяненко. «И треснул мир напополам, дымит разлом…», как поётся там в финальной песне, стилизованной под рэп".