На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Aux yeux de tous

Заранее должен предупредить тех, кто не смотрел фильм "Исчезнувшая" Дэвида Финчера, чтобы они ни в коем случае не читали этот текст, поскольку придётся раскрыть некоторые сюжетные обстоятельства.
Последняя на данный момент лента Финчера, в отличие от предыдущей ("Девушка с татуировкой дракона", пожалуй, самая неудачная в его творческой карьере), явно вписывается в круг особенно волнующих и даже навязчивых для режиссёра сквозных тем, о которых я более подробно писал ещё в конце 2010 года
http://kinanet.livejournal.com/2096335.html, http://kinanet.livejournal.com/2097713.html.
Принципиально закольцованная композиция "Исчезнувшей" сильнее подчёркивает, что ни главный герой, ни большинство не очень внимательных зрителей практически никак не продвинулись в своих попытках постижения истинной сущности абсолютно неоднозначного женского образа, точно воплощённого английской актрисой Розамундой Пайк, которую была выбрана на роль далеко не сразу, а в итоге заслужила номинацию на "Оскар".
Помнится, Роберт Земекис снял мистико-мелодраматический триллер под названием "Что скрыто там", который вышел у нас с заглавием-спойлером "Что скрывает ложь". Вот и в фильме Дэвида Финчера, основанном на бестселлере сорокалетней писательницы Джиллиан Флинн, немало лжи в супружеских отношениях Эми и Ника, а тем более - в последующих событиях уже криминального толка, когда жена бесследно исчезает как раз в день пятилетия свадьбы, а мужа поневоле подозревают в её убийстве (до поры до времени это вынуждены делать также и зрители, памятуя о первых закадровых словах, что он готов был бы вскрыть череп своей "прекрасной супруги", чтобы узнать, о чём же она на самом деле думает).
Проще всего посчитать, что "Исчезнувшая" развивает на новом этапе некогда популярный поджанр психопатологического эротического триллера, сформированный благодаря "Роковому влечению" Эдриана Лайна и "Основному инстинкту" Паула Верхувена. Кстати, нож для разрезания книг, используемый в качестве орудия убийства в новой ленте, несомненно должен вызвать в памяти нож для колки льда, который остаётся лежать в финале "Основного инстинкта" под кроватью возлюбленных, словно намекая на возможность другого кровавого акта на сексуальной почве. И в последних сценах "Исчезнувшей" ложное примирение супругов, к тому же засвидетельствованное на виду у всех, в очередной телепередаче, которая опять привлечёт повышенное внимание широкой общественности, отнюдь не означает, что ожесточённая "битва полов" не продолжится с новой силой за пределами экрана.
Опровергая имеющееся в романе типично женское сюсюканье по поводу того, что Эми вдруг расчувствовалась, услышав откровенное признание мужа по телевидению, и всё-таки пожелала к нему вернуться, чтобы попытаться иначе построить супружеские отношения, а фактически - вновь взять абсолютную власть над бесхарактерным Ником, режиссёр вовсе не исключает пугающего шанса, что однажды всё может кончиться ещё хуже.
И всё-таки это кино Финчера - отнюдь не про то, что всегда существует опасность оказаться "в постели с врагом" (если вспомнить название ещё одного мелодраматического триллера начала 90-х годов). Время-то нынче совсем иное! Дело не только в теме экономического кризиса 2010 года (роман издан в 2012-м) и своеобразного дауншифтинга главных героев, которые были вынуждены многое потерять, переехав из Нью-Йорка в городишко в штате Миссури, считающемся чуть ли не синонимом глухой провинции. Практически с первых кадров и до последних, явно или косвенно, но обязательно присутствует мотив "жизни напоказ", существования на виду у всех, непременного афиширования своих частных событий, даже интимных, в какой-либо эксгибиционистской игре или вообще перед посторонними людьми, журналистами, телерепортёрами, а поэтому - уже перед миллионами сограждан. Между прочим, вряд ли случайно то, что и дата свадьбы героев приходится на следующий день после национального праздника 4 июля.
Особенно в поведении Эми, которая чуть ли не с детства привыкла к двойной жизни, фактически к раздвоенному существованию в качестве литературного персонажа и реальной особы, именно популярность и успех, прежде всего в медийной сфере, являются определяющими - постоянная оглядка на то, насколько она оказывается в центре внимания. И когда Эми видит по телевизору, что Ник превратился из потенциальной жертвы чуть ли не в любимчика многих, как раз это вызывает жуткую зависть и маниакальное стремление вернуть себе любой ценой (даже при посредстве кровавых деяний) повышенный интерес толпы. Ради этого она готова вернуться к мужу и заставить его изображать перед телекамерами вновь обретённое счастливое взаимопонимание. А вдобавок делает Ника "моральным соучастником" убийства - будто в известном приёме "обмена преступлениями" в хичкоковском "Незнакомце в поезде".
Но если понадобится, помимо выпуска романа-бестселлера о своём исчезновении и продажи прав на его экранизацию, сделать ещё что-то для поддержания ажиотажа публики, Эми может совершить любой поступок, вплоть до очередного убийства. Succès à tout prix - как говорят французы.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal