Что прежде всего поражает при просмотре всего лишь половины из всех фильмов Сатьяджита Рая - это их открытость миру, находящемуся далеко за пределами родного дома. Тагоровская художественная формула о «доме и мире» (Рай всё-таки осуществил через 35 лет один из своих юношеских замыслов по экранизации произведения национального классика Рабиндраната Тагора, которое так и называется «Дом и мир») - о том, что после долгих странствий по свету всё равно возвращаешься домой, где и находишь искомую истину - была для бенгальского постановщика своеобразным духовным завещанием учителя, который, между прочим, вдвойне родствен ему ещё и потому, что оба родились в год Петуха. Да и по западному знаку Зодиака они - майские Тельцы, чьё появление на свет отстоит друг от друга на 4 дня и на 60 лет. Рая вообще называли наследником Тагора в кинематографе - и не только из-за того, что трижды делал экранизации (кроме «Дома и мира» - «Три девушки» и «Чарулота»), ещё одна картина «Богиня» навеяна темой этого писателя, а также к столетию была снята в 1961 году документальная (но с игровыми сценами) лента «Рабиндранат Тагор». Специфическое (и для других - неповторимое) значение обоих для бенгальской, шире - индийской культуры, как раз в том и заключается, что они, оставаясь глубоко национальными художниками, были поняты и признаны во всём мире.
2001