На нет и кина нет! (kinanet) wrote,
На нет и кина нет!
kinanet

Categories:

Когда Бергман ещё не доверялся Бергману

Посмотрел восемь ранее не виденных мною фильмов из раннего периода творчества великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана, которые были им созданы с 1946 по 1954 год. И подчас меня действительно удивляло, что даже в рамках одной ленты имелись, наряду с истинно бергмановскими сценами, позволяющими почувствовать несомненное присутствие большого художника, какие-то необязательные, случайные, расхожие и вообще шаблонные эпизоды, что оставляло ощущение не столько разочарования, сколько досады в отношении творца, который словно не может ещё довериться самому себе до конца и вынужден прибегать к давно опробованным и даже поднадоевшим приёмам чужого кинематографа.
Речь вовсе не о том, что Ингмар Бергман в начале своей карьеры неизбежно ориентировался на что-то из прежнего кино. Наоборот, даже интересно обнаруживать косвенное влияние, допустим, французского поэтического реализма 30-х годов. А в особенно восхитившем меня "Уроке любви", который почему-то мало кто ценит, несомненно чувствуются славные театральные традиции - от Мариво до более современных водевилей и фарсов. Кстати, ещё в третьей новелле картины "Женщины ждут" с участием той же блистательной пары исполнителей - Гуннара Бьёрнстранда и Евы Дальбек, сам Бергман виртуозно обыграл тему "сладостных мучений супружества", что в более драматическом плане было осуществлено им в одной из сюжетных линий весьма неровного фильма "Жажда", где всё-таки не может не восхитить история "мучительной сладости супружества" вполне в духе поздних бергмановских сочинений о битве полов.
Так называемые "бергманомы" непременно наличествуют в каждой из этих лент - в той или иной степени. Но иногда становится безумно жаль, что режиссёр не выдерживает собственный индивидуальный стиль на протяжении всего повествования, значительно уступая в первой половине (как в картинах "К радости" и "Летняя игра") или, наоборот, ближе к финалу (так происходит в "Лете с Моникой"). Но вот что странно: вроде как совсем не бергмановский "шпионский нуар" под названием "Такого здесь не бывает" имплицитно содержит какие-то из мотивов, которые потом отзовутся и в "Молчании", и в "Стыде", и в "Ритуале", и в "Змеином яйце", и в фильме "Из жизни марионеток".
Вообще мне показалось, что намного полезнее знакомиться с "пропущенным Ингмаром Бергманом", уже зная его вершинные достижения. Обычно считается, что лучшая пора в творчестве этого классика мирового кино началась с "Седьмой печати". Я не согласен - и вёл бы отсчёт хотя бы с "Вечера шутов", после которого были сняты такие великолепные "комедии для взрослых" (по определению самого автора), как упоминавшийся "Урок любви" и "Улыбки летней ночи". Это уже Бергман до мозга костей!

Subscribe

  • Юным нельзя смотреть это!

    С трудом выдержал "словесную мастурбацию" в фильме "Никита Таня" из цикла "Дау". Вот только не понял: почему был…

  • 41 чешский и словацкий фильм

    «Губительное изобретение» / «Тайна острова Бэк-Кап» / Vynález zkázy (ЧССР, 1958, реж. Карел Земан)…

  • Уроки греческого

    У Теодора Курентзиса даже появляется в фильме "Дау. Три дня" какое-то человеческое обаяние, и долгие разговоры на греческом с актрисой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments