Когда смотришь бразильское «синема ново» конца 50-х - начала 60-х годов, поражаешься тому, насколько это кино обладает мощной энергетикой и как глубоко оно укоренено в национальной культурной традиции, прежде всего - в фольклоре. Гораздо проще выводить генеалогию бразильского кинематографа данного периода из итальянского неореализма или же из советского монтажно-поэтического кино, а ещё из французского авангарда, отмечая безусловное влияние многих режиссёров - от Эйзенштейна и Бунюэля до Росселлини.
Однако своеобразная манера такого мастера, как Глаубер Роша, явно не укладывается в привычные рамки - и даже внутри его картин, не говоря уже о разных произведениях, можно найти как бы взаимоисключающие стили, остро конфликтующие друг с другом. Но несомненно общее тяготение к кардинально переосмысленному жанру «киношаншад», которые из грубоватых народных комедий карнавально-площадного плана превращены, благодаря неуёмному таланту автора, в некое подобие кинематографического постмодернистского спектакля, разыгрывающегося преимущественно на натуре, где-то в сертанах - северо-восточных землях Бразилии, иссушённых солнцем.
2013